В день России перед главным входом
ВВЦ прошла выставка из коллекции Музея городского пассажирского транспорта «Мосгортранс». Здесь демонстрировались 50 единиц техники. А чуть дальше по улице, возле трамвайного депо им. "Баумана" проходила выставка ретро трамваев.
1. Единственный автобус на выставке, в котором я ездил при его жизни. Старый добрый ЛиАЗ-677. К сожалению сейчас их сняли с маршрута во всех автобусных парках нашей необъятной.
2. ЗиУ-5 - советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1959 по 1972 годы на заводе имени Урицкого в г. Энгельсе Саратовской области (в настоящее время АО «Тролза»). Названием машины является аббревиатура полного названия завода-производителя, которая также служила и его торговой маркой до переименования предприятия. Полное число выпущенных ЗиУ-5 превышает 16 000 машин. Это позволило ЗиУ-5 занять доминирующее положение среди работавших в СССР того времени моделей троллейбусов.
3. Последние ЗиУ-5 были отставлены от работы с пассажирами в середине 1980-х годов (точная дата варьирует от города к городу). Одними из последних городов СССР, где работали ЗиУ-5, стали Ленинград (до 1994 года) и Одесса (в 1989 году выведены из пассажирской эксплуатации последние две машины 348 и 353, 353 до 1995 года использовался в роли техпомощи, разобран в 1999 году) - местные вагоноремонтные заводы позволяли дольше, чем в других местах, поддерживать в форме последние троллейбусы этой марки. Небольшое число сохранившихся ЗиУ-5 в настоящее время служат музейными машинами.
4. СВАРЗ-ТБЭС(-ВСХВ) и СВАРЗ-МТБЭС - советские двухосные двухдверные троллейбусы московского Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, разработанные соответственно как экскурсионный для выставочной линии «В» ВСХВ-ВДНХ (хотя позже также эксплуатировался на линиях) и маршрутный.
5. Выпускались в 1955-1957 и 1958-1967 годах соответственно в количестве 18 и 524 шт. Несколько десятков троллейбусов было собрано до 1959 года также на Киевском заводе электротранспорта (КЗЭТ). Троллейбусы были унифицированы с более поздними сочленёнными моделями ТС-1 и ТС-2. Электрооборудование троллейбусов было применено также на модели Киев-2 КЗЭТа. Укороченный модернизированный вариант троллейбуса МТБЭС ограниченно выпускался с 1962 года также на КЗЭТ как модель Киев-3. В 1959 году на базе ТБЭС на СВАРЗе был выпущен также опытный аккумуляторный электробус для маршрута центральный аэровокзал - аэропорт Внуково.
6. Ikarus 55 - междугородный автобус, выпускавшийся фирмой Ikarus с 1953 по 1972 гг и поставлявшийся во многие страны соцлагеря, преимущественно в Восточной Европе. С 1955 по 1973 год на основе Ikarus 55 велось производство междугородных автобусов Ikarus Lux с двигателем Csepel (Csepel Motorkerekpargyar) мощностью 170 л.с. и комфортабельным салоном с мягкими сиденьями на 32 места.
7. Ikarus 55 имел несущий кузов вагонной компоновки. Характерной особенностью был выступающий назад капот двигателя. Салон имел 31 сиденье для пассажиров + 1 для кондуктора. В качестве двигателя использован четырёхтактный рядный 6-цилиндровый дизель Csepel-D614.22 мощностью 145 л.с. Коробка передач механическая синхронизированная 5-ступенчатая. Рулевое управление с гидроусилителем. Подвеска всех колёс рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
8. ЗиЛ-158, ЗиЛ-158В - городской автобус производства Завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода. Выпускался с 1957 по 1959 год на ЗиЛе и с 1959 по 1970 год на ЛиАЗе. ЗиЛ-158 был основной моделью автобуса в городских автобусных парках Советского Союза в 60-х и начале 70-х годов XX века. Последующая модель ЛиАЗ-677. Они эксплуатировались по всему Советскому Союзу. Сейчас не списано только 2 таких автобуса, один из них в музее.
9.
10. ЗиС-154 - советский автобус, ставший одним из первых послевоенных серий автобусов ЗИС. Городская 9,5-метровая модель ЗИС-154 вместимостью 60 пассажиров (34 места для сидения), выпускалась в 1946-1950 годах.
11. Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа (унифицированный с троллейбусом МТБ-82 и трамваем МТВ-82) с пассажирской дверью в переднем свесе и двигателем в задней части кузова, пневмопривод дверей, регулируемое по трём направлениям водительское сиденье, двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д с электротрансмиссией, позволявший автобусу полной массой около 12 тонн разгоняться до 65 км/ч.
12. Наряду с базовой моделью «651А» к производству на КАвЗ из Павлова была передана документация на специализированный автобус для сейсмических станций модели «663», базировавшийся на полноприводном шасси ГАЗ-63Е с двускатной задней ошиновкой и унифицированный по кузову с ПАЗ-651А. Первый опытный образец КАвЗ-663 был выпущен в 1961 году и после испытаний до конца того же года было выпущено еще 52 автобуса. Примечательно, что первоначально КАвЗ-663 именовался в документации как «автобус для сейсмических станций», а обозначение «КАвЗ-663» было введено в техническую документацию Распоряжением №57 Главного инженера от 23 февраля 1961 года. Автобус заметно отличался от пассажирского КАвЗ-651А - задние два оконных проема были зашиты, в задней части боковины были сделаны люки, в салоне отсутствовали пассажирские сиденья, места водителя и сопровождающего были отделены от салона глухой перегородкой. При этом внутри салона на одну четвертую его ширины имелась дополнительная перегородка. В таком виде автобусы отправлялись на Мытищинский приборостроительный завод и завод «Нефтеприбор» для монтажа специального геофизического оборудования.
13. Автобусы АКЗ-1 (в специальной литературе можно также встретить наименование ЗИС-Аремкуз) выпускались заводом "Аремкуз" в 1947-1948 годах, когда Москва испытывала серьезнейшие проблемы с нехваткой автобусов. Кузов, конструктивно аналогичный ЗИС-16 (а по некоторым данным, и восстановленные кузова ЗИС-16) собирали из деревянных брусьев, обшивали сверху стальными листами и ставили на шасси грузовиков ЗИС-150, применяя их же оперение. Двустворчатые входные двери имели механический привод. Характерной чертой этих автобусов являлось то, что они были короче ЗИС-16 на одну секцию.
14. ЗиС-8 - советский автобус, выпускавшийся на базе ЗиС-5 (точнее его удлинённого по базе с 3,81 до 4,42 м шасси ЗиС-11) в 1934-1936 годах. Количество мест - 22 (общее количество мест - 29). Шестицилиндровый рядный карбюраторный мотор объемом 5,55 л мощностью 73 л.с. позволял ЗИС-8 полной массой 6,1 т разгоняться до 60 км/ч. На ЗИСе было произведено 547 единиц ЗИС-8, но со второй половины 1936 года производство данной модели (несмотря на большие потребности быстрорастущих городов СССР) было остановлено в связи с реконструкцией завода и переходом на более совершенную модель ЗИС-16.
15. В конце 1975 года началось серийное производство следующей модификации ЗиУ-682В, пришедшей на смену ЗиУ-682Б. В связи с наличием конструктивных недостатков, проявившихся в течение первых лет эксплуатации, вместо реактивных тяг в качестве несущих элементов подвески стали использоваться рессоры. С 1976 года число светильников в салоне было уменьшено с 12 до 11, каждое второе окно в салоне лишилось форточек. С 1978 года число потолочных люков сократилось до трех (за счет люка над передним мостом), троллейбусы стали оборудоваться электрическими штангоуловителями.
16. С 1983 года изменилась форма и расположение передних и задних габаритных огней. Фонари оригинальной формы, неофициально называемые «лодочками», были заменены унифицированными и смещены от краев ближе к маршрутоуказателям. В 1985 году аналогичные изменения дизайна претерпели внешние сигнальные огни и указатели поворота.
17. Кстати многие экспонаты были открыты и в них можно было посидеть.
18.
19.
20. Современные виды транспорта для людей с ограниченными возможностями.
21. Изначально машина проектировалась под индексом ГАЗ-25 и девизом «Родина», - позднее они были заменены на привычные «двадцатку» и слово «Победа». Когда создавался автомобиль «Победа», у отечественных автозаводов еще не было устоявшихся эмблем, поэтому буквально на каждую модель создавались свои оригинальные шильдики. На постаменте «Победы» возвышалась буква «М», в которой одновременно можно было разглядеть намек на зубец стены Нижегородского Кремля и парящую чайку - символ Волги. Официальное наименование машины записывалось как ГАЗ-М-20 - «Молотовец, двадцатая модель». Присвоенное ей число «20» отражало принадлежность автомобиля к новой линии моделей с двигателями уменьшенного, по сравнению с довоенными образцами.
22. ГАЗ-21 "Волга" первой серии с пятиконечной звездой на центральном брусе. Такая же есть в
государственном военно-техническом музее.
23. Москвич-407 - усовершенствованная версия 402-й модели с модернизированным верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой, выпускавшаяся с мая 1958 по 1963 год, выпущено 359 980 экземпляров.
24. Москвич 401 усовершенствованная версия 400-й модели, которая в свою очередь была аналогом Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937-1940 гг.
25. ГАЗ-12, до 1956 года - ГАЗ-М-12, «ЗиМ», иногда обозначался как «ЗиМ-12» - советский шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан», серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации - по 1960 год.) «ЗиМ» - первая репрезентативная (представительская) модель Горьковского автозавода. Предшественник «Чайки» ГАЗ-13.
26. Полноприводный автомобиль Willis-B производства Форд. Год производства 1924-1945.
27. ГАЗ-АА (полуторка) - грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка. Изначально представлял собой лицензионную копию американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года, но впоследствии неоднократно был модернизирован.
28. ЗиС-5 («трёхтонка») - советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х, один из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.
29. УралЗИС-355М - двухосный грузовой автомобиль средней грузоподъёмности, выпускавшийся на Уральском автомобильном заводе с 1958 по 1965 год. В рамках модификации модели довоенной конструкции УралЗИС-5 (создан на базе ЗИС-5) планировалось создать новую машину УралЗИС-353. Работы по проектированию впервые начались в 1947 году, наиболее активно программа начала реализовываться с 1951 года. Планировалось отойти от прежней концепции с «угловатой» кабиной. Однако по техническим причинам новый грузовик не был создан.
30. ГАЗ-51 - советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 50-70-х годов. Первые опытные образцы с индексом ГАЗ-11-51 были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51А, производившийся до 1975 года. По советской документации ГАЗ-51 производили в Польше как Люблин-51 (польск. GAZ Lublin-51), Северной Корее как Сынри-58 и Китае как Юэцзинь NJ130.
31. Автомобиль-самосвал (4 х 2) выпускался Одесским автосборочным заводом с 1948 до 1955 г и с 1955 до 1958 г - ГАЗ-93А. Небольшая погрузочная высота позволяет использовать автомобиль-самосвал как при механической, так и при ручной погрузках. Кузов коробчатый с откидным задним бортом. Для перевозки легковесных грузов в боковых стенках имеются отверстия и скобы для крепления стоек увеличенных бортов. Подъемный механизм - гидравлическим с управлением из кабины. Автомобиль-самосвал изготовляется на шасси автомобиля ГАЗ-51 с укороченной (на 320 мм) рамой. На базе автомобиля-самосвала создана модификация ГАЗ-93Д с теми же параметрами, что и ГАЗ-93, но с дерево-металлической платформой, закрывающейся специальной крышкой. Эта модификация предназначена для бестарной перевозки массовых сельскохозяйственных грузов (зерна, овощей и пр.). Объем платформы - 3,16 м3.
32. ГАЗ-63 - советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4?4, грузоподъёмностью 2,0 тонны. Проектирование автомобиля началось ещё в 1938 году. Первые опытные образцы ГАЗ-63 были созданы перед Великой Отечественной войной в 1939 и 1940 году, серийное производство развёрнуто с 1948 года. Наиболее массовый полноприводный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР в 1950-60-х. В 1968 году уступил место модели ГАЗ-66. Степень унификации с народнохозяйственной моделью ГАЗ-51 до 80 %.
33. Пожарный автомобиль ГАЗ-51. Год выпуска 1946-1968. Данный экземпляр выпущен в 1963 году.
34. Грузовой автомобиль ЗиС-150 должен был прийти на смену ЗИС-5 ещё в конце 1930-х годов. В 1938 году Заводом имени Сталина были построены опытные образцы грузовика, получившие название ЗиС-15. Данный автомобиль отличался трёхместной цельнометаллической кабиной, модернизированным двигателем мощностью 82 л. с., новой рамой. Однако Великая Отечественная война надолго отложила запуск модели в серию. Только в 1944 году на Заводе имени Сталина были изготовлены новые образцы грузовика, получившие индекс ЗиС-150.
35. Пожарная модификация автомобиля ЗиС-150. Годы выпуска 1947-1957. Данный экземпляр выпущен 1950.
36. Еще одна модификация ЗиС-150. Для 62-х летнего дедушки выглядит впечатляюще.
37. ЗиС-151 - грузовой автомобиль повышенной проходимости. Производился в Советском Союзе в 1948-1958 гг. на Московском автозаводе имени Лихачева (до 1956 г. завод имени Сталина). Два опытных образца ЗиС-151 построены в 1946 году, весной был готов первый вариант машины - с двускатными задними колесами (ЗиС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗиС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗиС-150.
38. ЗиЛ-157 - грузовой автомобиль производства Завода им. Лихачева (ЗиЛ). Выпускался серийно с 1958 года в основном для вооружённых сил (ВС). Использовалась кабина от ЗиС-151 с незначительными изменениями. В ВС был впоследствии заменён на ЗИЛ-131 и Урал-375.
39. С 1958 по 1961 год выпускался ЗИЛ-157, с 1961 по 1978 год - ЗИЛ-157К (в этой модели изменилось распределение нагрузки по осям, применена новая коробка передач, однодисковое сцепление, телескопические амортизаторы), в 1978 году производство было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод, в то время один из филиалов ПО АвтоЗИЛ) под индексом ЗИЛ-157КД. Там производился до 1992 года, а отдельными сериями из задела деталей до 1994 года. Массово использовался в колхозах и лесхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости, и объёма кузова. В отличие от ГАЗ-63, более удобен в погрузке, борта кузова можно свесить со всех 3 сторон.
40. МАЗ-205 - советский грузовой автомобиль производства Минского автомобильного завода. Производство переведено с Ярославского автомобильного завода, опытные образцы созданы в 1944-1945. С 1951, после ввода второй очереди завода, начато серийное производство. От оригинальной модели отличается решеткой радиатора (на ЯАЗе - с горизонтальными брусьями, на МАЗе - с вертикальными) и другой эмблемой («зубр» вместо «медведя»), причем ЯАЗовский медведь размещался на капоте, а МАЗовские зубры в виде выштамповок - на боковинах капота. На самых ранних выставочных образцах МАЗ-200 эмблема в виде зубра также размещалась на капоте.
41. Интересно отметить, что конструкция полноприводного ЯАЗ-214 была разработана первой в новом семействе ЯАЗов. Его первые опытные экземпляры с кабиной от 210-го и обычными дисковыми двускатными колесами появились еще в 1951 году. В дальнейшем для ЯАЗ-214 были спроектированы новая, расширенная на 335 мм кабина, более широкая и плоская облицовка радиатора и такие же по стилю крылья. Кстати, у предсерийных образцов, имевших уже односкатные, но все еще дисковые, колеса с размером шин 15,00-20, крылья, будучи не штампованными, а гнутыми, выглядели значительно более угловато. Оригинальное расположение жалюзи радиатора, горизонтальное, создававшее вместе с вертикальной решеткой эффект квадратной решетки, тоже впервые появилось именно на этой модели.
42. Дальше переместимся на вторую часть экспозиции - в трамвайное депо имени Баумана. Рядом с депо расположено депо монорельсовой системы, а это монорельсовый вагончик.
43. Оставим монорельс в покое - не за ним пришли. Моторный вагон БФ "Бесфонарный". Изготовитель: коломенский паровозостроительный завод, год производства 1925-1927, эксплуатировался вплоть до 70-го года.
44. Моторный вагон КМ (коломенский моторный). Год производства 1927-1933, эксплуатировался до 74-го года.
45. Трамваи также были открыты и в них можно было по сидеть.
46. Моторизованный трамвайный вагон МТВ-82. Год выпуска 1947-1961, эксплуатировался до 81-го года.
47. Основная масса посетителей была около входа на ВВЦ поэтому спокойно посидеть у меня получилось только в трамваях.
48. РВЗ-6 - советский односторонний моторный четырёхосный высокопольный трамвайный вагон. Аббревиатура «РВЗ» обозначает производителя вагонов этого типа - Рижский вагоностроительный завод. Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен на РВЗ в 1960 году, осенью того же года началось серийное производство этих трамваев. Оно продолжалось до декабря 1987 года включительно; последние готовые вагоны были отправлены со склада РВЗ в начале 1988 года. Трамваи РВЗ-6 работали во многих городах Советского Союза, и по состоянию на январь 2007 года небольшое их количество продолжает эксплуатироваться в ряде городов России, Белоруссии и Латвии.
49. Трамвайный вагон "ТАТРА" (Т-3), год выпуска 1963-1964. Чехославацкий двухдверный вариант первых серий.
50. Трамвайный вагон "ТАТРА" (Т-3М). Год выпуска 1989-1993. Я так понимаю эксплуатируется по сей день. Также производства ЧССР.
51. Трамвайный вагон "ТАТРА" (Т-7-В5). Год выпуска 1989-1993, также эксплуатируется по сей день.
52. А так выглядит салон трамвая 27 года выпуска.
53. Кабина водителя никак не отделялась от салона.
54. Вагон БФ вид сзади.
55. Толи я крупный, толи люди в 25 году были мельче, но в эту дверку пролез впритык.
56. Моторный вагон "Ф" (фонарный). Годы выпуска 1907-1912, эксплуатировался до 1959 года.
57.
Вот такая интересная выставка проходила в день России под открытым небом в Москве. Спасибо за внимание.