Дары истории и упущенные возможности

Sep 07, 2014 00:39

Ну что же, в самый разгар контрнаступления ополченцев в Минске было неожиданно заключено перемирие между Украиной и Новороссией. Перемирие это конечно далеко не конец. Но это повод для того, чтобы подвести некие промежуточные итоги и дать им оценки. Это отличное время для небольшой национальной саморефлексии и этим временем стоит воспользоваться.

Возможно мы этого ещё и не осознаём, но события которые начались с «Русской весны» - это было последнее «окно возможностей» для России, и которое вот-вот закроется на долгие годы вперёд. Это было окно возможностей для быстрой и сравнительно безболезненной реализации наших национальных интересов и русской ирреденты, для объединения всех русских земель, розданных большевиками и закреплённых за постсоветскими государствами Беловежским соглашением. Дальше каждый сантиметр, каждый клочок своих национальных интересов, тем более своих этнических территорий, России придётся выгрызать с огнём и кровью. Выгрызать - при беспрецедентном внешнем давлении и сопротивлении, когда каждый наш шаг, каждое наше заявление будут изучать под микроскопом и заведомо принимать в штыки.


В начале этой весны вся международная конъюнктура была для нас просто идеальной - Россия казалась всему миру списанной со счетов державой прошлого. Она представлялась как безвольная и бесхребетная сырьевая держава, способная лишь на старческое брюзжание, с прикормленной и прогнившей бесхребетной элитой, в духе латиноамериканских диктатур, и потешной армией, вершиной боеспособности которой казался сердюковский «Оборонсервис». Нас не рассматривали как противника, нас не рассматривали как угрозу. «Международная бензоколонка угрожать не может», такое мнение бытовало о России и на всех, кто говорил о «русской угрозе» смотрели как на полоумных. Тем более что и говорили то об этом только «специфические личности», с мозгами застрявшими в Холодной войне, вроде тронувшегося ещё во вьетнамском плену старика Маккейна.

И именно поэтому стремительный бросок в Крыму, с захватом целого региона без единого выстрела и моментальным референдумом, сковал волю неподготовленных правителей из Первого мира. И тогда, в тот момент политического оцепенения ведущих мировых держав, у России появился удивительный исторический шанс отыграть большую часть своих потерь. Времени на этот отыгрыш ей отводилось размером в несколько месяцев, но при грамотной работе и этого отмеренного историей скромного срока хватило бы с лихвой. В этот период времени можно было смело занимать не только Крым, но и весь Юго-Восток Украины. Посудите сами - армия Украины представляла собой жалкое посмешище, чуть менее чем полностью состоявшую из прапорщиков распродающих солярку с запчастями от бронетехники, да и власть в Киеве была нелегитимной по всем возможным меркам и состояла из полукомедийных персон с невнятным юридическим статусом, а сам Юго-Восток охватили массовые пророссийские настроения. В общем - Украину можно было брать голыми руками. Ну а под шум от рушащейся Украины, мы могли бы проработать ещё несколько направлений: К примеру - провести масштабную пропагандистскую кампанию в Белоруссии - инициировав в итоге референдум о реальном, а не мнимом объединении в Союзное Государство, или же подняв вопрос о статусе и принадлежности русских областей Северного Казахстана (или, правильнее говорить Южной Сибири?). Мы действительно могли за пару месяцев провести стремительную, блестящую и окончательную ирреденту, вернув все русские земли в состав единого государства, используя шок и неизбежное замешательство ведущих мировых держав как надёжный щит от возможных международных последствий.

Так должно было быть. Мы должны были собрать воедино расколотый политиками русский народ в единую страну, и отвергнуть все постсоветские принципы.

Но начавшаяся после Крыма тягомотина с игрой «ввёл - не ввёл, слил - не слил» и проводимая одновременно с этим новая «евразийская интеграция» с нескончаемым заигрыванием с Украиной на тему территориальной целостности с поправкой на уплывший полуостров, целиком и полностью вышвырнули этот «дар истории» на помойку. В итоге от удивительной исторической возможности отыграть все свои потери (вроде Исторической Новороссии или даже Южной Сибири) и в мгновение ока вновь оказаться в дамках - остался лишь Крым, бессмысленный и разваливающийся на глазах ЕАЭС, из которого грозиться выйти даже наш «лучший друг» Назарбаев, растущий как на дрожжах пакет санкций и укрепившаяся международная паранойя, благодаря которой любое дальнейшее действие России, пусть даже и самое благожелательное, будет восприниматься как угроза, вызов и акт скрытой агрессии.

Ведь что произошло в самом начале этой весны? Русский медведь впервые за долгие годы выбрался из своей заваленной снегом берлоги и объявил о начале сезона охоты. Но вот какое дело - времени на эту охоту ему было отведено ровно столько, сколько потребовалось бы ошарашенным охотникам на то, чтобы прийти в себя после потрясения, и за ружьями в сторожку сбегать. И пока наш медведь сидел возле своей берлоги, то угрожающе рыча, то запуганно повизгивая, охотники успели вернуться. И теперь они ружья не уберут и глаз с берлоги не спустят ещё долгое, очень долгое время.

Сейчас вековой страх перед Россией, перед огромной и загадочной бескрайней страной, перед Жандармом Европы или «Красной угрозой», вновь возобладал среди западных политиков. И отныне каждое неосторожное телодвижение нашей страны, они будут воспринимать как брошенную лично им перчатку. Да и постсоветские государства больше не будут сидеть сложа руки: насмотревшись на защиту прав русских за рубежом, и прикинув этот опыт на свою шкуру, они попытаются как можно быстрее решить «русский вопрос» внутри собственных стран (ассимиляцией или выдавливанием), а параллельно с этим - ещё и максимально дистанцироваться от России, найдя себя надёжных и сильных покровителей, вроде Китая или США.

В общем, окончательной ирреденты не случилось и теперь она уже вряд ли произойдёт - мы упустили самое удачное для неё время. Своей нерешительностью наше политическое руководство окончательно   зафиксировало Россию в границах РСФСР + Крым. И теперь единственное возможное исключение - это гипотетическое объединение с Новороссией в долгосрочной исторической перспективе, если конечно Новороссия всё-таки сохранится. Да и то, этому объединению будут препятствовать все мировые державы. А вот все возможные минусы - вроде нескончаемых санкций, испорченных отношений с мировыми державами и потенциального выдавливания русских из постсоветских стран, мы получили в полном объёме.

Так почему же мы упустили этот шанс? Почему мы не смогли хотя бы забрать обратно украинские подарки большевиков? Боюсь что дело тут в нас, а точнее в тех системных пороках, заложенных в само основание постсоветской российской государственности, которые и не позволили нашей стране воспользоваться этим удивительным окном возможностей. Само собой, мы не можем переписать уже свершившеюся историю. Но мы можем извлечь из неё полезные уроки на будущее.

Урок первый: бывшие территории, колонии и провинции априори не могут быть союзниками и друзьями. В лучшем случае - это вынужденные сателлиты, что хранят лояльность до первого удобного случая - в худшем же - заклятые и непримиримые враги. Собственно бывшие земли существуют исключительно в режиме «не метрополия» и именно на этом НЕ они и строят всю свою национальную и государственную идентичность. Пытаться дружить, а тем более прикармливать бывшие владения - это самоубийство. Ведь они, словно паразиты, высосут из тебя все соки, а потом моментально предадут. Так что с «бывшими владениями» возможно лишь два политических направления - либо их возвращение (полное или отдельных частей бывших в составе метрополии), либо максимальное от них дистанцирование.

Но наша страна до сих пор играет в «Союз нерушимый республик свободных», создавая всевозможные ЕАЭС и заигрывая с Украиной, которая уже на уровне президентского сайта орёт о российском вторжении. И этим мы сковываем и ограничиваем себя. Особенно если учесть что русские национальные интересы и национальные интересы постсоветских стран находятся в непримиримом конфликте.

Урок второй: принцип негативной селекции ни разу в истории ни к чему хорошему не приводил. Долгая политика по формированию властной вертикали на основе личной лояльности и безопасности подчинённых для начальников при отсутствии всякой демократии, привили к тому, что во власти оказалась нерешительная посредственность, что колебалась когда надо было действовать и отступала когда надо было наступать. При полноценной демократии у власти в России стояли бы харизматичные народные трибуны, что выполнили бы желания и чаянья нашего народа. Ведь их истинное и главное богатство было бы народной поддержкой, а не заграничными домиками, которые могут и отобрать обиженные европейцы. Так что политическую элиту страны нужно формировать на принципах демократии, а не на принципах коррумпированной лояльности.

Урок третий: многонациональность бессмысленна и бесполезна. Россия так и не решилась объявить себя национальным государством русских и выдвинуть принцип повсеместной поддержки русских и защиты русских национальных интересов. Вместо этого она предпочла продолжить разговоры о многонациональной родине многонародных общностей, и весь украинский конфликт пыталась представить как борьбу плохих фашистов с хорошими антифашистами. Идея культивирования многонациональности делает нашу страну слабой, расколотой и лишает её возможности чётко следовать своим - русским национальным интересам. Наверное, именно из-за этого своего аморфного статуса Россия так и не рискнула воспользоваться окном возможностей «Русской весны».

Почему важно выучить эти уроки и больше не повторять подобных ошибок? Да потому, что чем бы ни закончился украинский кризис - а борьба против России продолжится. И чтобы выстоять в этой борьбе - нам нужно измениться.

Михаил Беляев

This entry was originally posted at http://mcjabberwock.dreamwidth.org/314412.html.

украина

Previous post Next post
Up