Оригинал взят у
sarah_zitserman в
Концы - в воду! "Не заплывайте за буйки!..
Оно вам надо, мужики?"
(Александр Бережной)
Июль - самая горячая пора для сотрудников поисково-спасательных станций, разбросанных (на непосвященный взгляд - хаотично) вдоль Москвы-реки. Зеленая листва, нагретый солнцем песок, манящая вода, нововведенный праздник - День Москвы-реки (отшумел 19 числа)... Все это привлекает нарушителей, которые не спешат добраться до места, где купание разрешено... Впрочем, и на официальных пляжах могут подстерегать различные опасности: не все уверенно держатся на воде, не все соблюдают дисциплину и идут купаться только в... полном сознании... И тогда на помощь приходит "скорая водная помощь" - патрульный катер со спасателем и спасательными принадлежностями на борту.
Как устроена работа поисково-спасательной станции, сколько задействуется специалистов, какая техника у них на вооружении? Обо всем - под катом :)
1. Начало нашей экскурсии - на ПСС (поисково-спасательной станции) "Строгино".
На волнах Строгинской поймы покачиваются "припаркованные" вдоль берега белые катера с оранжевыми и синими полосками - символикой МЧС. В нескольких метрах от служебно-специальной территории прогуливаются отдыхающие (и в воду в присутствии спасателей стараются не лезть)), на другом берегу поймы люди занимаются сёрфингом... Да и зимой здесь можно часто встретить людей - рыбаков и "моржей". Поэтому спасатели не остаются без работы. Или хотя бы - без тренировок и патрулирования :)
2. Слово взял Геннадий Васильевич Кухаренков, начальник ПСС "Строгино", капитан первого ранга в запасе (служил на Северном и Балтийском флоте).
Он показывает нам карту - будет на одном из фото ниже. А я пока приведу слова Владимира Александровича Волкова, замруководителя территориального органа Главного управления МЧС России по Москве и главного государственного инспектора по маломерным судам.
В Москве летом бывает одновременно 14 миллионов граждан, и очень многие из них стремятся выбраться на отдых к рекам, прудам и озерам. К сожалению, большая часть людей купается... где попало.
Но девиз МЧС: "Предупреждение, спасение, помощь", и именно в такой последовательности работают с гражданами сотрудники самого чрезвычайного из всех российских министерств:
= В рамках школьной программы производится обучение первичным навыкам плавания; проводятся профилактические мероприятия со школьниками, студентами, работниками предприятий... Делается все, чтобы предупредить трагедию.
= Дважды в год проводятся месячники безопасности: перед началом купального сезона в июне и перед серьезным ледоставом в декабре. В эти периоды штатных сотрудников-спасателей-на-воде может не хватать, поэтому привлекаются и добровольные спасатели, и пожарные.
3. А вот и интерактивная карта с привлекательными и полезными огоньками. К сожалению, у меня с моим кропом не влезла вся территория Новой Москвы, но я повторю слова Геннадия Васильевича: в общей сложности у водоемов, относящихся к столице России, работают 23 поисково-спасательных станции плюс один водолазный отряд. Желтым на карте отмечены места, где планируется усиление работы сотрудников МЧС. Причин для этого несколько, и основная: увеличение числа горожан.
В Новой Москве есть опорные пункты, куда выезжают маневренные (передвижные) автомобильные посты и разворачиваются там в особо жаркий период (когда температура воздуха превышает 25 градусов) либо когда возможен наплыв (в прямом смысле слова!) людей. По выходным и праздникам.
4. Затем началась экскурсия по зданию. Диспетчерский пост. Сюда поступает информация из самых разных источников: по рациям от спасателей, находящихся "в поле"; по обычному телефону (городскому) - от граждан; посредством видеокамер (изображение выведено на монитор). И "сверху" (от городского диспетчера). Здесь же, в случае чего, будут реагировать на звонок, переданный из единой службы "112", если происшествие происшилось в акватории, относящейся к ПСС "Строгино".
5. Медпункт и гражданин-пособие с открытым ртом :)
6. Давление и пульс - первое, что нужно узнать, прежде чем принимать человека в спасатели :) Восхищенный
dimakalinin - "подопытный".
7. Спортивный зал на втором этаже, просторный и великолепно оборудованный, хотя и несколько душноватый (наверное, потому душноватый, что не были открыты окна - в зале в это время никто не занимался))
8. От тренажеров силовых переходим к "ловкостно-профессиональным": симулятору катера и спасения утопающего.
9. Причем здесь полностью имитируются как управление спасательным катером в различных погодных условиях, так и внештатное изменение обстановки. Вроде бы мы отправились за утопающим, но на одном из кораблей возник пожар, и к нашему пострадавшему прибавилось еще несколько ("попрыгавших" с корабля). Отработать важно все, вплоть до правильности подхода к терпящему бедствие судну. Конечно, главное - не причинить вреда тонущим людям.
10. А в ангаре стоит вполне реальное судно на воздушной подушке, предназначенное для передвижения по сильно пересеченной и даже покрытой битым льдом местности - Хивус-10. Оснащается он дизельными двигателями мощностью около 140 л.с., приводится в движение благодаря воздушному винту и нагнетательным вентиляторам. Впрочем, я увлеклась... Сейчас для "Хивуса" не совсем сезон - пусть он и круглогодичного пользования, гораздо проще спасать с "классических" катеров.
Нам показывают спасательное оборудование: лестница, которую можно подавать и по льду (горизонтально), тросы, веревки - все это можно подавать страдающему; гидрокостюмы, утепленные и не очень; фонари, ножи...
11. Конец Александрова - простое, но эффективное средство для спасения утопающих. Его можно кидать из лодки, с берега... Главное - не выпустить его потом из рук :)
12. Вездеход "летний" грязепроходимый (на самом деле, как и "Хивус", внесезонный, просто не всегда разумно все оборудование использовать когда и как попало).
13. Затем устроили показательную отработку спасения утопающих.
Вот производится спасение с катера МЧС; пловец, обвязанный концом, прыгает в воду, хватает утопающего и транспортирует его на катер. Помогает транспортировать - второй сотрудник, подтягивающий людей за конец на борт.
14. А легкомысленной парочке из перевернувшейся лодки на помощь прилетают гидроциклы станции "МЧС-Аквабайк-Спас", располагающейся рядом.
15. На территории ПСС "Строгино" установлена новая видеокамера, позволяющая просматривать и акваторию вдаль, и берег в ширину. Катера с любой поисково-спасательной станции могут уходить на патрулирование надолго, на целую смену, и у одного пляжа нередко дежурят до трех спасательных средств. Вдруг что.
16. Пострадавший передается медсестре-спасательнице и тренеру-спасателю "Аквабайк-Спаса" Карену Саркисяну (кстати, в реале спасшим уже не одну жизнь).
17. Спасут не только горе-лодочников, но и само плавсредство :)
18. А мы на вот таком катере отправляемся по акватории Строгинской поймы. На ее берегах могут отдыхать до пяти тысяч граждан единовременно.
Когда-то Строгинская пойма была песчаными карьерами, и еще и поэтому предостережения об опасности купаний в неположенных местах делаются не просто так. Затопленный песчаный карьер - это что? Это идешь-идешь и вдруг ХЛОП! - проваливаешься резко и на страшенную глубину. Так, самое мелкое место (прямо вот у берега, хоть и не везде) - 4 м. Самое глубокое у берега - 14 метров. А потом начинается ахтунг: 25 метров.
Общая площадь затопленных карьеров - пять квадратных километров.
19. Как отметили многие мои коллеги, капитан у нас оказался очень терпеливый. В погоне за удачными кадрами и прочими интересностями (ведь надо еще и послушать сопровождающих, наших временных экскурсоводов) мы действительно иногда загораживали капитану обзор.
20. А по берегам пасутся лошади, ездят люди на стареньких велосипедах и если бы не попадающиеся частные пляжи с весьма дорогими "цивильными" домиками, не догадаешься, что ты - в столице...
21. Если висит желтый флаг - купаться можно. Если черный шар - нельзя.
На подобных маленьких станциях, которые и станциями-то назвать трудно, дежурят по три человека из ОСВОД: один занимает место на вышке, второй дежурит у воды, третий отдыхает. Потом меняются местами.
В случае ЧП и при невозможности вытащить человека или группу тонущих людей своими силами информация о бедствии передается на ближайшую ПСС МЧС, и тут же по тревоге к нужному месту реки высылается катер.
22. Вдоль поймы много "веранд", кафе, в общем, специально оборудованных (но только не в спасательном отношении!) территорий, которые граждане арендуют для проведения всяческих увеселительных мероприятий. А я не побоюсь показаться занудой и продолжу про результаты этих самых увеселительных мероприятий.
Так, 96,5% утонувших за 2014 год купались в неустановленных местах, вне пляжа. На пляжах утонуло всего два человека. Одна из историй совсем унылая: вещи бывшего гражданина обнаружили сложенными возле знака "Купаться запрещено".
Спасатели ежедневно проводят профилактическую работу с отдыхающими, даже просто ходят по пляжам и вручают памятки и визитки с номерами телефонов. Но увы - некоторые компании встречают пытающихся их вразумить людей смешками и недоверием. А потом нарушают безобразия.
И вы только представьте себе: спасатели не имеют права взять и не пускать человека-нарушителя в воду! Согласно статье 36 КОАП РФ ("Административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов...") задерживать и вообще применять хоть какие-то меры, кроме словесных, имеет право только полиция. Поэтому оптимальный вариант, конечно - совместное патрулирование территории (полиция + МЧС) либо (и я всецело "за") предоставление сотрудникам МЧС права ловить, не пущать и штрафовать нарушителей.
До 40% утонувших - утонувшие в нетрезвом состоянии.
23. Тем временем мы прибыли к этому уютному белому домику под черепичной крышей - к ПСС "Татарово". Большой катер сюда подойти не может, поэтому весь коллектив блогеров перевозился двумя группами. Я заболталась со спасателем (между прочим, лучшим работником этой станции, отправленным на конкурс "Московский мастер", великолепным пловцом)) и пропустила момент посадки в катерок. Я бы и не прочь остаться на ПСС "Татарово" и изучить все оборудование доскональнее, но было обидно не посмотреть другие станции. Так что пришлось меня "спасать" отдельно.
24. Основная задача поисково-спасательных станций - это охрана жизни людей, то, о чем говорится в девизе МЧС: предотвращение, спасение, помощь. Кроме того, работники ПСС обеспечивают проведение городских мероприятий на воде. Спасатели "Татарово" сталкиваются с одними из сложнейших в черте Москвы условий: на территории станции находится парк "Ветеран", пляж натуристов (нудистов), "зона мангалов"... То есть условия такие веселые, что люди гуляют-гуляют и после этого (нередко внезапно) плавают в любое время года!
Старые постройки станции "рождены" в 1940-50-е годы. Эта землянка ведет отсчет с 1952 года, и сносить ее жалко.
Хранится там инвентарь, и регулярно проводятся осмотр, мелкий или крупный ремонт, покраска. Летом идет подготовка к зимнему сезону.
25. На заднем плане - автомобиль ПСП (передвижной спасательный пункт). В ведении МГПСС таких серьезных помощников - четыре (в Татарово, Карамышево, в Рублево и на станции Мещерская). Автомобили ПСП выезжают для организации передвижных постов либо туда, где ожидается большое скопление людей (во время массовых мероприятий), либо туда, где станций пока еще маловато (в Новой Москве). Шасси у автомобилей импортные, итальянские - Iveco, а вот "надстройки" - из Нижнего Новгорода.
26. В автомобиле есть штабное место с ноутбуком, модемами, тв-тюнерами; на крыше установлены видеокамеры, "видящие" на 360 градусов и передающие изображение на монитор. Полученную у водоема информацию можно сразу же передать в интернет, можно воспользоваться принтером и распечатать важные документы или не менее важные памятки.
Сиденья откидываются, и под ними в ящиках обнаруживаются водолазное снаряжение, концы, складные носилки. Безусловно, есть аптечки.
27. Эта передвижная база пригодна для автономного проживания людей на выезде, имеет места для отдыха. Мини-кухня оборудована печью СВЧ, кофеваркой, холодильником, двухконфорочной плиткой, умывальником.
28. В ночное время на каждой ПСС находятся минимум два человека, готовые быстро отреагировать на любое чрезвычайное происшествие. Это неспроста: далеко не все обычные граждане спят ночью, кто-то, напротив, вечером только начинает веселиться (а у кого-то праздник растягивается на сутки и более). Естественно, что подобные мероприятия переносятся и на природу.
В автомобиле есть надувной трап, разворачивающийся за 20 секунд и позволяющий принять на борт маленькой лодочки (входящей в комплект) до 500 кг. Есть и гидравлический инструмент, и шланг, насчет которого я уточняла отдельно. Дело в том, что меня заинтересовало использование современного оборудования, подающего воздух к водолазу с земли - ну, как на ретрофотографиях. :) Я и не ожидала, что водолазы в наше время пользуются не только баллонами! Шланг длиной 40 м обеспечивает нахождение под водой в условиях, подобных Строгинской пойме в данном месте - глубиной до 6 м. Если же дно совсем далеко, то используются и шланги длиной до 100 м. Но не здесь, не на Москва-реке.
29. Еще на ПСС "Татарово" (и любой другой, относящейся к МЧС) есть медицинский кабинет, спортзал или спортплощадка, компрессорная, складские помещения вот. И можно примерить водолазное оборудование :)
30. Отправляемся дальше. В кабине катерка, который довозит нас до большого судна, тесно.
31. К сожалению, любители иногда забивают и забывают, что рядом с ними находятся другие "участники движения". Но флаги "альфа" стараются не игнорировать. Эти флаги являются международными и сигнализируют проходящим мимо: "Ведутся работы!"
Флаги "альфа"
32. Мы идем мимо старых заградительных ворот №16. Здесь на дне искусственного канала, именуемого Хорошёвским спрямлением, находятся огромные и страшные заградительные ворота №16, состоящие из ферм Томаса (инженер такой был). Фермы поднимают на поверхность после окончания навигации, и тогда вода устремляется по старому руслу Москвы-реки, промывая его и не давая размножаться-застаиваться всякой гадости. Так называемая "старица" временно молодеет. А к началу очередного сезона ворота вновь опускают на дно и навигация открывается.
Сооружения созданы в 1937 году (до сих пор здесь сохранились рельефные надписи "Москва - Волгострой").
33. Прямо по курсу - ПСС "Серебряный бор". До постройки канала здесь был полуостров, а спрямление русла сделало так, что данная часть суши теперь со всех сторон омывается водой :)
Станция эта - одна из старейших в московском регионе, она была создана еще на базе Императорского общества спасения на водах в 1901 году. И часть зданий тоже старая.
34. В.В. Фомичев - начальник станции, и в подчинении у него пятнадцать человек. В смене - три человека.
Акватория, за которую отвечает Фомичев, тянется на 7,5 километров вдоль береговой линии; в сторону Строгинского моста - 1,5 км, до пляжа №2 - тоже 1,5 км. Это - основная зона патрулирования и основная зона, где тонут люди.
35. Помимо водно-спасательного оборудования, на станции есть...
36. ..Противопожарное :)
37. За все время существования ПСС "Серебряный бор" спасли 40 человек. А за последние 10 лет погибло 4 человека.
Один из последних случаев, например, такой: молодой мужчина (32 года) в состоянии сильного алкогольного опьянения полез переплывать канал. Начал тонуть. Его спасли, но поднимали почти с самого дна!
38.
39. Все постройки на территории возводились в течение полувека (с 1901 года, как я уже упоминала). Общая площадь станции занимает меньше гектара и, несмотря на очень близкое присутствие воды, здесь нет ни канализации, ни центрального водопровода :( Воду для питья привозят "по заказу МЧС". Будем надеяться, что сюда все-таки проведут современные коммуникации.
40. Солнечная батарея, подпитывающая сигнальный столб ("СОС"). Для вызова спасателя достаточно нажать на кнопку. Хулиганить не стоит: обратите внимание на правый верхний угол кадра ;)
Если столбов "СОС" рядом нет, то присмотритесь к краям пляжа (если, конечно, вы находитесь на официальном пляже, а не на "диком"): на табличках обычно написаны телефоны ближайшей поисково-спасательной станции.
Если табличек тоже нет, звоните "112".
Ну, это в том случае, если рядом срочно нужны спасатели (кто-то тонет, что-то горит и т.д.).
41. Всего на станции 7 плавсредств: 4 катера, 2 шлюпки, 1 водный мотоцикл.
Река на данном участке глубиной от 5 до 7 метров (для меня это очень даже прилично! Учитывая, что вдоль берега множество опасных ям).
42. Мы направляемся обратно к ПСС "Строгино".
График патрулирования у спасателей различается в зависимости от погоды: когда столбик термометра поднимается выше 25 градусов по Цельсию, начинается усиление (вплоть до привлечения к делу пожарных, как тоже было сказано выше).
Если летом основная беда - пьяные купальщики, то зимой - "всезнайки"-рыбаки: они выходят на лед тогда, когда его толщина составляет всего 3-5 см и он еще не укрепился (в ноябре), и "досиживают" буквально до вскрытия ледного покрова (до весны). С перерывами на еду и сон, конечно)) Но беседы с такими людьми практически не помогают, хотя и проводятся в соответствии с инструкциями. Контингент этот очень тяжелый.
Если же вдруг у спасателей "нет дела" (территорию проинспектировали, вытаскивать из воды никого не надо), то они занимаются решением текущих хозяйственных задач (уборка территории, мелкий ремонт и т.д.), спортивными тренировками, обучением и самообучением.
43. В настоящее время в Москве и Новой Москве занимаются спасением:
1. Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах. В ней работает 488 человек, из них около 150 водолазов, и ежедневно на дежурстве находятся 75 спасателей на 23х поисково-спасательных станциях.
Есть 5 подвижных спасательных постов МГПСС вместе с добровольцами. По выражению сотрудников МЧС, используются они "там, где тонко" (например, в местах массового пребывания людей).
И у каждой станции и у каждого подвижного поста - своя зона ответственности. 41 маршрут патрулирования по водоемам г. Москвы
2. Государственная инспекция по маломерным судам. Эту службу можно охарактеризовать как "ГИБДД на воде", потому что основное назначение ГИМС - регулировка движения на воде (вплоть до проверки документов на судно и на право вождения). Тем не менее ГИМС МЧС спасли в прошлом году 7 человек.
3. Организации добровольных спасателей, и из них наиболее массовая - ОСВОД. Региональный (в нашем случае - Москва).
В последние три года идет непрерывное увеличение количества постов ОСВОД (37, в прошлом году - 42, в этом - 50 постов, на которых работает 216 человек личного состава). Посты ОСВОД организуются в наиболее опасных и наиболее популярных купальных местах.
4. Добровольные пожарные! Да, они тоже участвуют в спасении на водах. В Москве на данный момент прошли подготовку по водной тематике 233 добровольных пожарных.
5. Просто пожарные - помогают "водным" спасателям в наиболее жаркое время.
44. Департамент природопользования и охраны окружающей среды запустил пилотный проект "Мобильный пляж", и на сегодня таких "мобильных" пляжей в Москве - три штуки: на барже в Химкинском водохранилище, в Сокольниках и в Филях.
Что из себя представляет "мобильный пляж"? Это зона отдыха, включающая в себя бассейн у большого водоема или В водоеме. Так, в Филях в саму Москву-реку вмонтирован бассейн и при купании в нем создается полное впечатление нахождения в реке. Только вода чистая :)
В перспективе Министерство чрезвычайных ситуаций собирается увеличить:
- количество подвижных спасательных постов. Этот тип СП очень удобен, потому что позволяет оперативно перебросить силы туда, куда перебросились купальщики :)
- количество зон отдыха с купанием, чтобы граждане не купались где попало (ведь купаться-то в открытом водоеме многим нравится). Правда, подобные решения находятся в ведении Правительства Москвы, которое согласовывает "добро" с другими организациями и, если те же Санэпиднадзор, Роспотребнадзор или Водоканал "добро" не дают, то полностью оборудованный и безопасный с точки зрения МЧС пляж может быть закрыт (плохая вода). Сейчас очень многие пляжи, в том числе в Строгинской пойме, не поднимают желтые флаги из-за воды ненадлежащего качества.
45. А вообще, к сожалению, статистика по утопающим в Московском регионе неутешительная. Если рассматривать процентное соотношение погибших на воде (по отношению к общему числу купающихся), то % уменьшился. А вот количество утонувших возросло - просто потому, что возросло количество любителей отдохнуть у воды.
46. В интервью и беседах мы затронули и другие участки Москвы-реки. Грустный юмор: "Крымский мост притягивает отрицательную энергетику". Один из красивейших мостов столицы "романтичен" по-особому: его облюбовали самоубийцы. МГПСС даже установила там автоматизированную систему распознавания опасности: камеры фиксируют начало прыжка или падения с моста, электронный "мозг" это дело быстро анализирует и передает спасателям. И через 30 секунд уже может быть готов спасательный катер. А дальше - курьезное: прыгают с Крымского моста довольно-таки часто... одни и те же люди. Хорошо, что пока в этой странной затянувшейся битве выигрывают сотрудники МЧС :)
А вот труднее всего "справиться" даже не с самоубийцами, а с пожилыми людьми, которые с возрастом становятся "себе на уме", плавают долго и где попало, еще дольше ругаются с МЧС. Долго - пока их силы не иссякнут и люди не вылезут на берег (самостоятельно или при помощи спасателей).
47. Такая вот состоялась у нас экскурсия. Интересно, но мало :)
До новых встреч под Белой Звездой Надежды и Спасения ))
Спасибо
mosblog и
Елене Буколовой за организацию мероприятия!