Добро пожаловать в пожарную часть №35, спрятанную в глубине Полковой улицы!
Конечно же, в репортаже будет и главный герой: один из лучших пожарных Москвы, старший сержант внутренней службы Сергей Ломов. В этом году на конкурсе профессионального мастерства он занял второе место. Но основной моей целью было сделать уютный и неспешный репортаж об одной из старейших пожарных частей столицы...
Перефразируя героиню известного фильма, я скажу: "Марьина Роща - район контрастов". В XVII веке на месте деревни Марьино основали слободу, и о деятельности ее жителей можно догадаться по сохранившимся до сих пор названиям: Стрелецкий переулок, Полковой переулок, Полковая улица... Рядом с домами шумели настоящие рощи, где во время массовых народных гуляний знакомились с девицами квартировавшие в окрестных домах солдаты и офицеры.
Но кроме любовных, Марьина Роща прославилась также мистическими и бандитскими историями: в 1750 году здесь основали первое московское кладбище (поэтому позднейшие гулянья проводились фактически "на костях"), а к концу XIX века деревня дворовых шереметевских людей сменилась на... притоны, причем самые настоящие. Роща, названная когда-то в честь разбойничьей атаманши Марьи, оказалась разрезанной на части царской "чугункой". А где железная дорога - там богатые склады и темные тупики, там фабрики и заезжие "гастролёры"... Из дачно-увеселительного и кладбищенского места Марьина Роща стала промышленным районом, и в таком виде и вошла в черту столицы.
Фабрики и заводы стояли, окруженные деревянными домами-бараками; рабочие, несмотря на бедность, не всегда проявляли должное отношение к безопасности, особенно по большим церковным праздникам. Да и не все местные жители были выходцами из крестьянских или "пролетарских" семей, очень многие продолжали династии "джентльменов удачи".
В первые десятилетия советской власти в Марьиной Роще многое оставалось по-прежнему, и недаром часть действия романа "Эра милосердия", экранизированного под названием "Место встречи изменить нельзя", происходит именно в этом районе.
Естественно, что и борьба с огнем была весьма затруднительной.
1. Здание пожарной части (с каланчой, служившей когда-то и вышкой для сушки рукавов) было построено в 1936-37 годах на старом фундаменте из булыжников, и впоследствии, конечно, перестраивалось. Чуть ниже я покажу сохранившиеся деревянные перекрытия рукавного помещения (не используемые).
2. В 2000-х годах здесь был произведен ремонт, и стены получили вот такую вот сайдинговую отделку.
В помещении для сушки боевой одежды
3. В комнате отдыха. Если кто-то не в курсе: пожарные дежурят сутками, поэтому в части предусмотрены спальные места. Каждое четкое закреплено не за конкретным человеком, а за должностью. Например, пожарный-водитель не может лечь спать на месте рукавного мастера.
4. Вот и наш Сергей, очень веселый и доброжелательный парень. Но видели бы вы, каким сосредоточенным он становится во время работы...
5. Помещение для проверки баллонов. Слева манекен (голова), используемый для проверки лицевой части дыхательного аппарата и давления в баллоне.
К сожалению, в данной части пока нет тепловизоров, наиболее современных устройств, позволяющих "видеть" в сильно задымленном помещении. Но поставки ожидаются, и тогда уже не придется, как прежде, идти наощупь, рискуя попасть под напряжение (а подобные ситуации были: бойцы из тридцать пятой части, поднимаясь по задымленной лестнице в жилой дом, чуть было не натолкнулись на открытую щитовую).
Зато есть светящиеся в дыму тросы, которые, по словам начальника караула Виталия Шуликова, уже себя полностью оправдали. В ПЧ-35 таких светящихся тросов две катушки: 50 и 100 м.
6. А вот - костюмы химзащиты. Для нашей пожарной части это очень актуально: в районе выезда ПЧ-35 находится четыре химически опасных объекта:
- мясокомбинат;
- хладокомбинат;
- молочный комбинат;
- фабрика по производству мороженого.
Эти производства попали в "спецсписок" потому, что на них буквально сосредоточены ОВ, СДЯВ и АХОВ (отравляющие вещества, сильнодействующие ядовитые вещества, аварийно химически опасные вещества. Последние отличаются от просто "опасных" и "отравляющих" тем, что начинают поражать людей после того как произошла авария, утечка, выброс).
Ну и нельзя забывать о Савеловском рынке, где также много материалов, при горении выделяющих небезопасные вещества.
7. В таком костюме, да еще и с баллонами внутри (костюм надевается сверху), можно довольно долго провести в дыму. Но их берут не на каждый выезд. А у гражданских людей, понятное дело, нет специальной одежды и оборудования, поэтому, как бы пожарные ни старались, иногда прибыть вовремя не успевают... Виталий рассказал о такой, например, ситуации: поддавшиеся панике соседи, вызывая пожарных, не сумели толково объяснить диспетчеру, куда ехать, есть ли непосредственная угроза человеческой жизни, и огнеборцы долго искали нужный дом, а затем и нужный подъезд многоэтажки. Потом поднимались на девятый этаж! Потом вскрывали металлическую дверь! Но увы - спасти человека не успели.
8. Вопреки уверениям киношников, будто бы пожарные поднимаются в горящий дом поодиночке, чтобы быстро схватить подготовленного к выносу ребенка, участники боевого расчета никогда не заходят в помещение по одному. Это слишком опасно! В дым и огонь пожарные всегда заходят группой, выходят тоже, и одного человека отправить в дым нельзя. В конце концов, воздух в баллоне может закончиться (особенно при производстве активных работ, скажем, по разборке завалов), и тогда находящийся рядом товарищ подстрахует - поделится своим запасом воздуха. Но подобное случается редко, ведь от пожарных требуется не доводить ситуацию до того, что спасать придется их самих.
9. Посмотрим, что тут есть. Огнетушители - понятно, ими укомплектован любой пожарный автомобиль, потому что не всегда огонь оказывается такой силы, что нужно разворачивать рукава (да и для автомобиля пригодятся). А слева - спасательный круг. Да, они тоже входят в комплектацию многих автоцистерн!
10. В руках у Сергея - раструб УКТП (установка комбинированного тушения пожаров) Пурга-2.
При помощи Пурга-2 можно транспортировать пену и воду, получать водопенную смесь и производить ею (или только пеной) тушение. Струя при этом распыляется, а не бьет целиком, как из "классического" брандспойта, и поэтому оказывается намного более эффективной: покрывает большую площадь и даже проникает в замкнутое пространство (через крохотные трещины и отверстия).
11. В машине также много разветвлений и стволов различного диаметра, в том числе лафетный. Данный ствол находится в сложенном состоянии, он достаточно тяжел, но удобен после раскладывания: лафетный ствол может подавать и компактную струю, и распыленную, и осаждать отравляющие вещества (к примеру, аммиачное облако).
12. Защитный капюшон, индивидуальное средство защиты. Капюшон подсоединяется к баллону...
13. А пожарные, пока нет вызовов, переходят к тренировкам. Пусть они и знают автомобиль как свои пять пальцев, лишний раз поупражняться в подсоединении рукавов никогда не помешает.
14. А равно как и в установке колонок. Колонка-разветвитель используется для того, чтобы можно было задействовать имеющийся "в земле" пожарный гидрант.
15. На снимке видно, что на машине есть штурмовая лестница, "штурмовка", которая до сих пор применяется при тушении. Громоздких автолестниц в ПЧ-35 нет (есть в ПЧ-23, ПЧ-59, ПЧ-73). Зато вторая автоцистерна может выехать и в другие округа, и уже выезжала - для оказания помощи, для усиления.
16.
17.
18. Потом рукава перематываются, чтобы не подвергались воздействию влаги или, наоборот, не пересыхали.
19.
20.
21. Но и вызов случился! Правда, мы выехали не сразу...
22. Вот из-за этого товарища, перегородившего выезд из части. Ну как только не стыдно?!
23. Вызов - на свисающую с проводов ветку дерева, а вовсе не на пожар.
Обратите внимание, как выглядит район :) Настоящая Марьина Роща :) Но в последние годы рынок и его окрестности все-таки стали лучше, и в противопожарном отношении тоже. Проводится обучение персонала, в том числе охраны, на Белорусском вокзале стоит пожарный поезд, который может прибыть и на Савеловский вокзал при необходимости.
Правда, по школам пожарные сейчас не ходят, зато каждый месяц принимают у себя экскурсии.
24. Так вот... Самым "опасным" выездом в тот день оказалось поехать и посмотреть на упавшую ветку дерева, свесившуюся с провода. Да, получилось именно что "посмотреть": свисает ветка невысоко и не над проезжей частью, огораживать ничего не требуется, а вот снять ветку с провода пожарные сами не имеют права. Причина проста и важна одновременно: провод может находиться под напряжением.
25. Поэтому вызов переадресуется в коммунальные службы города, а мы возвращаемся в часть.
26. А в части сюрприз: из перезарядки привезли огнетушители. Которые надо разгружать.
27.
28.
29. Помещение для отдыха.
30.
31. Старая часть здания, которую еще не тронули сайдинговые отделки.
32.
33.
34.
35.
36. Вот те остатки древности, о которых я говорила в начале поста. Конечно же, рукава сейчас здесь не сушат, но и ликвидировать деревянные детали не хочется. Жаль историю. Поэтому они пока сохранены "как есть".
37. Мы с Виталием Шуликовым поднимаемся на смотровую площадку местной "каланчи".
38. Когда-то обзор здесь был великолепный. А сейчас - вот. Это офисы, гостиница и квартиры, и лишь в просвете между двумя высотками виднеются старые советские домики.
39. Как я уже сказала, в ПЧ-35 нет автолестниц, поэтому, если в одном из высоких домов будет пожар, придется привлекать силы частей-соседей. И, конечно, подниматься в задымленное помещение лично.
И местные ребята выезжают на помощь коллегам. Так, при пожаре на Савеловском рынке караул ближайшей к рынку части уже не справлялся, и тушили чуть ли не как в старое "доброе" время: "всем миром".
40. Столб этот помнит еще царя. Да-да! Только вот покрасили его уже по-современному.
41. Вот и Виталий Михайлович Шуликов. Наступает время очередных практических занятий - по вязке узлов.
42.
43.
44.
45. Дел у пожарных, даже если нет выездов, всегда по горло. Убрать лишнюю траву летом и снег зимой, например. Уборщиц, маляров, поваров, строителей здесь не полагается, ребята справляются своими силами, и только для каких-то масштабных дел (вот как вышеупомянутый ремонт здания) централизованно привлекаются сторонние организации.
46. Дежурства в наше время, конечно, в чем-то проще: и технический прогресс на месте не стоит, и люди стали, не побоюсь этого слова, сознательнее. Населявший район рабочий люд получил в 20 веке доступ к образованию, а противопожарная пропаганда при большевиках стала популярной. Караул уже не нуждается в наблюдателе на каланче, и здание части может быть спрятано от глаз первых свидетелей бедствия, лично спешивших к пожарным...
Возникают новые трудности, связанные... да вот хотя бы с высотностью зданий (достаточно вспомнить печально известный пожар на Останкинской башне и гибель полковника Арсюкова)... Тем не менее препятствия ведут за собой новую мысль, новые технические и организационные решения, облегчающие работу тех, кто спасает наши жизни. И всегда остаются ценными умение сплачиваться во время трудностей, знания, упорство, смелость и готовность придти на помощь людям.