Про оперу.

Apr 14, 2008 16:22

«Пиковая дама». Почему мне никто не сказал, что до неузнаваемости изменили сюжет, задуманный Пушкиным? Мне кажется, что у Пушкина логичнее выходило все-таки: Герман не был влюблен ни разу в Лизу, и как любой нормальный человек соблазнился идей получения быстрых денег.
Опера же, со свойственным этому жанру романтизмом, демонстрирует, на мой взгляд, какой-то совершеннейший раздрай и метания героев. Сначала Герман любит Лизу, но «имени ее не знает», потом выясняется, что Лиза его тоже любит. Этот момент у меня вызывает недоумение: предположим, что Лиза замечала Германа на всяких тусах-балах, хотя вокруг нее должны были виться толпы гораздо более серьезных поклонников, которые активно добивались ее расположения, а не стояли в стороне и боялись спросить даже имя. Но предположим, что всех она отвергала и смотрела на Германа. В таком случае, Герман выходит каким-то слабовольным, трусливым и закомплексованным товарищем, который не хочет окунать объект своих желаний в «страсть земную». Простите мой французский, но это совсем как-то не по-мужски. Зато после того, как Лиза засобиралась замуж за другого, Герман проснулся и решил действовать. Ну здесь как раз все понятно: азарт, охота и все, что модно сейчас говорить о первобытных инстинктах мужчин. Более чем логично сюда вписывается сцена, когда Герман пробирается в спальню к Лизе: при ее попытках выгнать Германа, Герман угрожает смертью (своей конечно). Ну и как тут отказать? Вообще, конечно, эта такая милая наглость, которая потом в рассказах подружкам почему-то приобретает какой-то налет романтики и героизма. А на самом деле? Абсолютно неприличное вторжение и неприкрытый шантаж. И все - теперь большая любовь. Лизу понять можно: дамам 19 века занять себя было особо нечем и на досуге занимались они всякими переживаниями, по большей частью надуманными. А что еще делать - то? Вот и намечтала себе Германа. А дальше все понятно. Кстати, в 3-м акте сюжет неожиданно возвращается на колею, заданную Пушкиным: сумасшествие Германа и окончание оперы.
Что касается самой постановки в киевской опере, то актер, исполнявший партию Германа, несмотря на свой «богдано - титомировский» вид, играл и пел просто отлично. От некоторых его арий просто мурашки по телу бежали. Лиза тоже хороша, сцена прыжка с моста вообще была одной из самых сильных. Что убило, так это танцоры: я увидела, как выглядело выступление Бритни Спирс на награждении премией МТV. Иногда было даже страшно, что вот сейчас они столкнутся и завалят все декорации. Ощущение сложилось, что студентам балетного училища сказали «ну вы там станцуйте че-нить, там ножку поднимите, повертитесь. и по домам.». Ну все так и было.
Кстати, осталось для меня тайной, а куда все бегут после театра. Актеры, оркестр, зрители? Просто как по команде - отхлопали и побежали толпой куда-то.
ЗЫ. Теперь хочу на «Фауста».

культурная жизнь в натуре

Previous post Next post
Up