Армения: камни

Nov 17, 2008 11:18

Я тут улучила неделю, наскребла праздников и выходных, и солнечным ноябрьским днем (для многих звучит цинично, понимаю) сошла с трапа в Ереване.

Первые три дня, прошедшие под прессом родственного гостеприимства, я опущу. Число убиенных и съеденных барашков, выпитых кувшинов вина и прочий гастрономический экстрим - всё это тоже останется за кадром.

Когда мы слегка отдышались, захотелось совсем другого. Тишины, разреженного горного воздуха, привала у дороги. Поэтому мы с сестрой сели в машину, и сказали "поехали". Сейчас расскажу, куда.






Ездить по Армении в целом приятно - дороги (ттт) неплохие, свежереанимированные, трафик к осени падает до минимального, пейзаж за окном меняется часто. Жаль, страна маловата, только разойдешься, бац - уже куда-то упёрлась.




Горы тоже очень разные, - есть серьезные, а есть вот такие, одомашненные, как будто бархатные, мягко перетекающие один в другой холмы. Это дорога от Еревана к Севану. На обрыве, что в левой части кадра, можно набрать замечательных обсидианов. Они даже отсюда видны - черные вкрапления в верхней, белой части склона. Порода выходит наружу, и обочина блестит на солнце. Поделок из обсидиана в Армении по-прежнему ваяют море...




Севан. По-прежнему хорош, а был бы еще лучше, если б берега так страстно не осваивали. Непрерывная курортная зона. Понастроили прорву отелей - и теперь все побережье приспособлено для нужд "рекреации". Цены задраны настолько, что армяне предпочитают ездить отдыхать в Грузию, - там хоть и затрапезное, но море.




Но для начала мы поехали к главной горе. Пришлось устроить всем раннюю побудку: гора капризна, и большую часть дня покрыта непроницаемой дымкой. Арарат виден отчётливо только в холодном утреннем воздухе, а монастырь Хор Вирап - одно из немногих мест, где можно встать к горе лицом к лицу, и увидеть её всю, и Малый, и Большой Арарат, от подножия до вершины.




Араратская долина у подножия Горы - единственное плоское и плодородное место в стране. Тут в основном и растут виноград, барашки и другие питательные продукты.




В монастырь мы приехали мы рано, вокруг не было ни души, но двери оказались открыты.




Гостеприимно распахнутый вход в яму. в яме - темница, где по преданию, 14 лет был заточен Григорий Просветитель, принесший в Армению христианство.












Рельеф на стене как раз посвящён этому сюжету.

Дальше дорога снова ведет берегом Севана. Озеро долгие годы мелело, но последнее время уровень воды опять стал подниматься. Залило уже прибрежные луга. Вода - это рыба. Форель - это браконьеры. Вооон они как раз промышляют на своей лодке.




Озеро вообще очень переменчиво характером, и я не могу отказать себе в удовольствии показать несколько видов. На дальнем плане - Севанские монастыри, куда мы заехать не успели. Увы нам.







Пастбище.



Это только иногда земля плоская, в Армении она, как в общем, и принято - круглая.




Берега:









туман...

Пейзаж издали - совершенно библейский, но при ближайшем рассмотрении вдоль обочины попадается много всякой индустриальной дряни. Или остовы каких-то советских еще построек, или безвременно умершая техника. Я понимаю, конечно, что людям нужна работа, и какой-нибудь цементный завод им ее дает. Но округу он может загадить в очень короткий срок...




Мы это все промахнули мимо, потому что ехали в Норадуз, на кладбище хачкаров.




Норадуз - большое село на берегу Севана, в присоветские времена - наверное, самое богатое в Армении. Взросло на рыбе. Мы проезжали селом - дома большие, двухэтажные, с коваными решетками. Основательные, как весь армянский сельский уклад. Сейчас половина домов заперта - работы нет, мужчины уехали на заработки.




Мы приехали не самым ранним утром, в начале десятого. Где это видано, чтоб в деревне утром ни одного человека не встретить, сокрушался наш водитель...

Ну в общем, да, мало кого.




И мы отправились на околицу села к хачкарам.
Хачкар - это камень с изображением креста, ставился как памятный знак по любым важным поводам. Чаще как надгробие или как символ веры.
В Норадузе их тысячи. Самый древний - 10 века.
На утреннем солнце уже грелись деревенские бабушки. У них тут два промысла - прясть шерсть и вязать носки-варежки и показывать заезжим самые примечательные хачкары.




От вязаных носок мы отказались, и пока я ползала, выбирая ракурс (свет очень контрастный), бабушка взялась нас просвящать: "это вот "свадебный" хачкар. Видишь, вот молодые, вот стол, на нем три гаты (сладкий пирог), кувшин с вином, два шампура шашлыка"...
- Почему шашлыка, бабушка? - я с изумлением всматривалась в изображение...
- Ну свадьба же, - объясняла она снисходительно.




В Норадуз часто наезжают столичные искусствоведы. Ходят тут, снимают, интерпретируют древние символы. Я чувствую, бабушки тут наслушались умных речей, и переиначили на свой лад. Очень жизнелюбивые получились толкования.




"Свадебный" хачкар. На нем и вправду нет традиционного креста, зато рассказан какой-то сложный сюжет, в котором участвует масса персонажей.

Разбитый хачкар. С счастью, как деревенские говорят, они пресекли привычный бытовой вандализм - гонять сюда скот пастись.




Бабушка: что это ты все камни снимаешь? И меня сними!



колесо вечности



Гранат:



Этот хачкар называется Всеспаситель - Аменапркич





Бог-Отец



Насколько я помню, это - землепашец за плугом.



Редкий хачкар, где орнаментом украшена и боковая грань



Это был Норадуз.

А продолжение будет позже...

Севан, Армения, Хор Вирап, Норадуз

Previous post Next post
Up