В поисках работ Александра Головина (1863 - 1930), самого изысканного художника рубежа веков, дошла до дома-музея Станиславского и устроенной в нем выставки "Импрессионисты театральной сцены". Головин - художник петербургский, со МХАТом сотрудничал на излете жизни, и как теперь говорят, удаленно.
Для Художественного театра он оформил два спектакля - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Отелло».
К 1925 году, к началу работы над спектаклем по пьесе Бомарше Головин уже тяжело болел, и жил не выезжая в Царском Селе. Позади остались его работа главного художника Императорских театров, сотрудничество с Дягилевым (для «Русских сезонов» Головин оформил оперу Мусоргского «Борис Годунов» и балет Стравинского «Жар-птица»). Был автором (вместе с Константином Коровиным) Русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и (вместе с Врубелем) майоликовых фризов для гостиницы «Метрополь».
Работа велась по переписке: Станиславский из Москвы отправлял Головину свои соображения по поводу декораций и костюмов, а Иван Гремиславский, зав. постановочной частью МХАТа, ездил к Головину, передавал пожелания и забирал эскизы. Костюмы по эскизам Головина шила великая Надежда Ламанова, работавшая тогда во МХАТе. Сам Головин это называл «испанский элемент чуть-чуть на французский лад». По правде сказать, "на французский лад" , то есть любимый мираж мирискуссников - Версаль и прочее рококо - у него преобладает, а "элемента" совсем чуть. Хотя Фигаро и был "севильским цирюльником", а граф Альмавива - коррехидором (т.е. представителем королевской власти) Андалусии.
Фактически ту знаменитую "Женитьбу" и создало трио Станиславского, Головина и Ламановой.
«...Делали пробы шитья черновых костюмов обычными портными и портнихами. Эта проба выяснила с большой очевидностью, что эти люди аромата Вашего таланта передать не смогут. Нам ничего не оставалось делать, как обратиться к тому лицу, которое мы считаем в Москве единственно художественно чутким для работы с Вашими эскизами. Этим человеком оказалась Ламанова... Ламанова большая художница, которая увидав Ваши эскизы, вспыхнула настоящим артистическим горением. Она для каждого костюма собственными руками будет искать не шаблонных и модных, а индивидуальных приемов шитья", - так писал Головину основоположник о талантах Ламановой.
Костюмы в 2016 году показывал музей моды в Гостином дворе. А музей Станиславского сегодня - эскизы к ним.
Собственно, апартаменты Станиславского...