Калининградский музей изобразительных искусств и Фонд историка моды Александра Васильева сделали выставку, посвященную моде начала ХХ века. Продлится она всю весну и лето, но заинтересованная платьишками публика повалила в музей сразу и активно.
Музей в Калининграде из небогатых, что называется по остаточному принципу, стены крашены масляной краской, ни о какой интерактивности или прости господи иммерсивности тут и слыхом не слыхали. Но радовались смотрительницы музея: народ на платьишки повалил, жизнь вернулась почти к норме, и они затуманенным от неясной мечты взглядом и сами рассматривали эти наряды, и посетителей направляли - а вон ещё шляпки, и ещё туфли и цацки. И действительно. Какая дама выйдет из дому без шляпки, особенно суровой балтийской весной.
Вот эти четыре десятка платьев от ателье второго ряда, что называется прет-о-порте. Но и в них так много тонкой ручной работы, что поневоле залюбуешься.
Летнее визитное платье из шелкового муслина с отделкой брюссельским кружевом машинной работы, 1890-е.
Летнее шелковое платье цвета экрю, отделанное тюлем с машинной вышивкой, 1907
Летнее платье из шелкового крепа с вышивкой гладью в тон и кружевом, прикрытым шелковым газом, пряжка со стразами, 1911, и оперное манто из облегченного драпа персикового цвета, отделка по воротнику мехом кролика, 1914.
Александр Васильев: "Это были очень дорогие наряды, каждая дама отдала часть состояния своего мужа. Например, зарплата учителя гимназии в царское время была сто рублей. Перья цапли в шляпке стоили сто рублей, а платье - триста".
Обложка журнала "Югенд"
В пыльный маленький город, где Вы жили ребенком,
Из Парижа весной к Вам пришел туалет.
Еще это была эпоха последних корсетов и талий в 55 см. Пройдет Первая мировая война, придет эмансипация, настанут "ревущие 20-ые", корсеты рухнут и свобода нас встретит радостно у входа.
Зеленое платье, расшитое бисером, декорировано шелковым атласом с бархатным рисунком, машинным кружевом и бархатными лентами, Ferreira Boston, 1912-1914.
Суконный костюм Татьяны Никитичны Налбандовой-Самсоновой (1885-1971), русской миллионерши, владелицы завода "Петровская водка".
Деталь
Вечернее платье из шелкового репса, отделанное муслином, тесьмой с металлизированной нитью и бахромой из бисера и стекляруса, 1910. Вставка на корсаже из кружевного тюля. Это платье принадлежало дворянке Нине Александровне Валуевой.
А. Васильев: "Даме полагалось менять в течение дня несколько нарядов. Первое - неглиже, в котором читали в будуаре записочки. Второе - прогулочное, третье - визитное, затем чайное. Пятое, которое они надевали к приходу мужа - обеденное, а также уличное. Почти все платья застёгиваются со спины. В эпоху югендстиля женщина не могла одеваться сама, ей нужна была помощь горничной, мужа".
Эпоха модерна - это расцвет декоративно-прикладного искусства, создание вещей функциональных, бытовых, но выполненных со вкусом и высокой художественной ценностью.
Шли года. Вы поблекли, и платье увяло,
Ваше дивное платье «Мэзон Лавалетт».
Бальное платье цвета экрю из шелка, тюля и машинного кружева, 1913. Отделка перламутровыми бусинами и бисером.
Стилистическая черта модерна - это размытые приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые, цвета шампанского, слоновой кости и т.д.
Вечернее платье из шелка, отделанное ручной вышивкой по тюлю и бахромой из лент, сплетенных в технике макраме, 1914.
Бальное платье цвета фуксии из шелкового креп-сатена с треном, 1913. В отделке использовано брюссельское кружево и шелковая бахрома.
Еще платья в стиле модерн -
https://www.flickr.com/photos/mccuntz/albums/72157719043326756