Так странно, на подходе 15 августа - пик сезона корриды. А я сижу дома в теплом свитере и с кружкой чая, а не с красным платком на шее и каньей в руке на скамьях веселой арены Дакса или нарядной Байонны, как в предыдущие годы. В такой день, как сегодня, но год назад я видела одну из самых ошеломительных коррид за все "годы наблюдений". Гойеску Даниэля Луке против шести быков. Тут надо в скобках заметить, что у топовых матадоров уровень технического мастерства примерно одинаково высок. И выбор - куда ехать, кого смотреть - в первую очередь зависит от того, вызывает ли его манера рассказывать о жизни и смерти с помощью куска красной фланели в тебе эмоциональный отклик или нет. И вот тот вечер в Байоне на странной голубой арене, раскрашенной в "цвета Жоана Миро", я буду помнить всегда. И торео Даниэля Луке, напоминавшее поток раскаленной лавы. И доблестного Миронсильо, который умер стоя и был оплакан и матадором, и публикой. Есть вечера, которые невозможно повторить - ни по накалу эмоций, ни по красоте действия. Но у меня по крайней мере остались фотографии.
Для гойески арену в столице французской страны басков задрапировали синим. Коррида - оммаж Жоану Миро, пласа оформлена по мотивам его триптиха "Синее I, II, III". Рисовали за Миро заключённые местной тюрьмы. Работы повесят прямо на барьере. Думаю, это и хорошо, что Миро. Помню, как на арене в Арле тематически повесили на бурладеро обнаженных мах Гойи. Бык потом прицельно бил по ним рогом. Руководила работами на арене ассоциация Spacejunk. В мирное время она расписывает муралами дома в Байонне.
Даниэль Луке согласно концепции гойески-2019 тоже оделся в синее. Три года назад концепция была иной, и Дани выступал в розовом оттенка лососёвого филе. Это немного нервировало, по правде сказать. Он юноша прекрасного, но далеко не астенического сложения. И в целом розовый на мужчинах столь героический профессии смущает. Кстати, синий и его оттенки в этом сезоне доминируют. Сам Хосе Томас вышел в Гранаде в костюме цветов "пуриссима и оро", в переводе с испанского корридного - цвета синего плаща Богородицы. Костюм для корриды-гойески не похож ни на traje de luces, "костюм света", который тореро надевает на классическую корриду, ни на traje corto, который сельские джентльмены надевают на ярмарки и фестивали. Костюм для гойески шьётся "по мотивам" мужского платья, которое носила мадридская буржуазия с середины восемнадцатого веке в Мадриде и до начала века девятнадцатого. С этого момента костюм, который теперь называется "в стиле Гойи", разошелся по всей территории Испании. Его носили и простонародье, и знать. Разница была только в дороговизне материала и богатстве отделки. Современный костюм для коррида-гойески может быть скромным: графический рисунок чёрным сутажом по белому или цветном шелку (и никакой золотной вышивки) и чёрная шляпа-двууголка вместо монтеры. Или может быть дизайнерским.
Дани уже участвовал в байонской гойеске - раз вместе с Хуаном Баутистой, другой - с Энрике Понсе. Соперничать с ними в элегантности костюма - гиблое дело. Французу шьет Кристиан Лакруа, Фараонсе - Лоренсо Каприле, законодатель тауринной моды. А Дани каждый костюм носит лет по 10, обновляет парк крайне редко. На некоторых из этих лусес шитье так повытерлось и потускнело, что маэстро издали можно принять за тореро де ла плата.