Утром казалось, что город бомбят. Это оказалась "десперта" - утренняя побудка для тех, кто опрометчиво решил поспать во время Фальяс. Упорствующих настигает "масклета" - ежедневное пиротехническое шоу, от которого вибрируют под ногами уличные плиты. Слышно отовсюду. Мы были в музее Патриарка - XVI век, метровые стены, тяжелые кованые двери. И там слышно. Но к четырем пополудни канонада смолкает, и начинается "Офренда" - двухдневный парад, продолжительностью в двадцать часов, насчитывающий более ста тысяч участников.
Фальеры, участники шествия несут цветы. Дамы, девушки и девочки несут в руках по букетику белых или красных гвоздик. Мужчины катят тележки с хитроустроенными цветочными композициями. Ими украсят гигантскую фигуру Virgen de los Desamparados, или Горбатенькой - покровительницы города. На главной площади Plaza de la Virgen возвышается 3D-модель этой девы - на пирамиде из деревянных строительных лесов.
Сама она стоит в капелле рядом.
17 марта цветочное платье "Горбатенькой" начинает обрастать цветами.
Шествие открывают двое верховых на белых лошадях
Фальеры от каждого из городских casals (это своего рода районный социальный клуб, посвященный подготовке к празднику Фальяс) начинают свой путь через Валенсию. Все одеты в традиционные одежды: роскошные платья из шелковой парчи и кружев плюс мантильи для дам, красочные жилеты и кюлоты - для мужчин. Наряжены даже самые мелкие из младенцев.
Фальерос дефилируют, оркестры жарят, город окончательно встает - многие улицы во время офренды невозможно даже пересечь.
Подойдя к Пласа-де-ла-Вирхен, фальеры передают свои цветы команде из нескольких человек. Подвешенные к "платью" на специальных платформах, те "одевают" девственницу, вплетая каждую гвоздику на отведенное ей место. К концу второго дня подношения цветов платье готово, в этом году оно белоснежное с узорами красного и розового цвета.
Наверняка офренда имеет какой-то остаточный религиозный смысл. Но сегодня это праздник принадлежности к одному сообществу. Поэтому в офренде идут все: младенцы и старики (их везут), немощные и здоровые, католики и нет, матери семейств и невесты на выданье.
Вот провезли совсем ветхого старика, но и он трясущейся рукой дирижировал пасодоблем "Валенсия". Коляску мужика со сломанной ногой толкала жена. Зрители кричали ему, какой он крутой, а он довольный, показывал на жену: мол, всё она.
Молодые девушки держали спину по линейке и изо всех сил улыбались. Процессия - это ярмарка невест: девушки по полгода выбирают платье, делают замысловатую прическу, спят с этой укладкой пять дней солдатиком, чтоб не растрепать. После стольких подготовительных тягот они вышагивают два часа в процессии церемониальным шагом. И считают, считают, считают сколько раз ей из толпы крикнули "гуапа" - красотка.
После подношения цветов женщин попускает. Все позади - волнения, приготовления, траты, сломанные каблуки. Некоторые утирают слезу, другие быстро закуривают. Строй ломается, мужчины опускают плечи и распускают животы. И только оркестр, войдя в раж, наяривает пасодобль "Валенсия".
Еще хочу поделиться прекрасным в своей прикладной неприменимости знанием о том, из чего состоит платье фальеры. Потому что все эти ленты-кружева-ботинки, парча и золотная вышивка - сооружение сложносочиненные, прихотливое, с весомым историческим бэкграундом и одновременно подверженное быстротекущей моде. Вот о нем поподробнее.
- Рубашки без рукавов, отороченной кружевами, поверх которой надевается корсет-сhambra, вышитых белых чулок, панталонов по колено и нижней юбки поверх них, приталенного жакета с рукавами, юбки из цветного шелка (самая впечатляющая часть костюма), кружевного фартука поверх нее, расшитого золотыми и серебряными нитями, кружевной же косынки, скрепленной ювелирной работы застежкой, набора серег, гребней и особых шпилек, удерживающих сложную прическу, и мантильи поверх этого всего. Уф, я наверняка что-то упустила. Да, и туфли из той же шелковой ткани, что и юбка, чтобы не нарушать общую гармонию наряда.
В самых общих чертах, платье фальеры - вариация на тему женского народного костюма XVIII века. Среди пользователей идут ожесточенные споры, какой костюм лежит в основе traje de fallera - городской или крестьянский, откуда он берет начало - века с XV или более раннего. Но все сходятся на том, что временем наивысшего расцвета шелковой промышленности в Валенсии и связанных с нею торговых ассоциаций, был XVIII век. Праздник Фальяс отдает дань этому времени и тогдашним традициям моды.
В XVIII веке богатые валенсианки носили «офранцуженное» платье из тканого вручную плотного шелка, напоминающего парчу (здесь его называют Espolin), с жестким корсажем и узкими рукавами до локтя. Костюм фальеры несколько отличается от наряда дам этой эпохи, поскольку был придуман специально для торжеств. Он "по мотивам". В своем нынешнем виде платье включает в себя несколько заимствований отсюда-оттуда, но как правило оно шьется по моде XVIII века, плюс поиски «национальной идентичности», плюс 200 лет эволюции моды, плюс интерпретации портных и дизайнеров. Скажем, юбка - она становится то длиннее, то короче, а объем ее - то больше, то уже.
Стоимость ткани очень различается, но стоимость полного наряда, сшитого из шелка ручной работы может легко достигать 18 тысяч евро. Самый сложный и богатый костюм носит Fallera Mayor - официально избранная королева праздника. Традиция выбирать женщину, олицетворяющую дух Фальяс, началась в 1929 году, и первой Фальерой Майор стала тогдашняя Мисс Испания, валенсианка Пепита Сампер.
Стать главной фальерой - мечта каждой валенсийской девушки, но и обязанностей у королевы Фальяс очень много. Она должна иметь по крайней мере три разных платья, посещать приемы, все сколько-нибудь значимые события, открывать праздник, закрывать его, а также представлять свой самый известный фестиваль за пределами Валенсии.