Тбилиси: призрак площади Гудиашвили

Nov 10, 2016 18:46

Площадь Гудиашвили по меркам большого города - и не площадь вовсе, а так - сквер. Лист платана, упавший в осеннюю лужу. От улицы Дадиани, где было наше временное жилье, до нее - метров 500. По Лермонтова. Причем в отличие от множества "лермонтовских" мест в городах России, на тбилисской улице Лермонтова, бывшей Нагорной, Михаил Юрьевич предположительно бывал. Улица приводит прямо на площадь Гудиашвили, бывшую Алавердскую, а среди старых жителей округи больше известную как Клортах ("круглое место").






Тбилиси я помню наощупь. Улицы, спуски-подъемы, повороты, подворотни - ноги сами выводят к знакомому месту. Тут горячий пури покупали, тут кофе пили, а там вон за Мугнисской церковью жил старик, который любил поговорить с прохожими. А тут, видно, спозаранку встроенный навигатор дал сбой, и я пошла "по-мегрельски", самым длинным и неудобным путем, через Земоубани, через бывшую улицу Леселидзе с вывертом на Серебрянную.



Парковка у руин Мугнисской церкви




Парковка у руин церкви Сурб Ншан










































Так... Здесь стоял так называемый "Голубой" или "Лермонтовский дом" - двухэтажное угловое здание с выдающимся вперёд резным балконом - официально признанный частью культурного наследия Тбилиси.


Фото отсюда/

В 1837 году в доме находилось некое подобие гостиницы для офицеров полков, расквартированных в Тифлисе. Среди живших здесь, согласно апокрифу, был и прапорщик Нижегородского драгунского полка Михаил Лермонтов. С 50-ых годов до 2007 года в здании сидела редакция журнала "Литературная Грузия". Потом выселили и ее, когда начался зуд "реконструкций".



Так - с провалившимся в вымоину экскаватором - выглядит это место сейчас.



Парочка под зонтиком обнесена строительным забором



Бывшая библиотека










За последние 10-15 лет по старому Тбилиси прошло несколько таких волн. Иногда реконструкция получалась деликатной, но чаще варварской, фейковой. Вместо зданий XVIII-XIX веков строились макеты с легким национальным колоритом, пластиком по бетону, что должно было отражать прогрессивные взгляды и динамичные подходы очередной власти.

И при Саакашвили, и при его антагонистах власти считали, что новая архитектура приближает Тбилиси к Европе. Мол, сбросим эту рухлядь с корабля современности, взорвем дремотный образ жизни города. Молодому поколению нравится - все новое, модное и блестит. Старики и маргиналы, конечно, бухтят о неприглядных методах, какими застройщики получают «золотую» землю, о вторжении в архитектурную гармонию Старого города. О разрушении особой городской среды, которая соткана из памяти нескольких поколений, живущих на одном месте, из пряных запахов готовки, из многолетнего соседства, из привычек потомственного горожанина покупать хлеб у одного булочника и чинить обувь у одного сапожника, и свадебное платье шить у одной портнихи. Но кого это останавливало...



Этот купеческий дом начала ХХ века - один из последних, где еще есть жильцы.



На пороге надпись по-армянски "добро пожаловать"



Плиточка в подъезде



Потолочные фрески: нимфы и путти




Обычная история, когда под новый выгодный проект уничтожается предыдущий культурный и исторический пласт. У нас часто разрушают старое и строят новое. Правда, новое оказывается не лучше, в лучшем случае - дешевле и проще. Не Европа, а Шанхай для бедных: низкое качество строительства, дешевые материалы, отсутствие привычки ухаживать за тем, что построено. Дешевле и проще поставить бетонный корпус, чем восстанавливать все эти мраморные ступени, стесанные от тысяч ног, кованые решетки в стиле провинциального art nouveau, бронзовые ручки, фасеточные стекла и прочие старомодные излишества.

На площади Гудиашвили тоже хотят построить новые здания, немного похожие на старые, то есть фейк. Мэрия отдала территорию девелоперской компании Irao Magnat Gudiashvili с правом «расчистить, консервировать, восстановить, реконструировать и адаптировать». Мол, когда площадь трансформируется в "мультифункциональную зону", она привлечет туристов, а горожанам даст рабочие места.







Есть, я знаю, группа "Тбилиси Хамкари" ("Тбилисский мастеровой"), которая пыталась защитить площадь в ее сложившемся историческом виде. Они проводили тут перфомансы, пикеты, пытались разбудить герцена - жителей соседних домов. Но у обремененных повседневными проблемами людей слишком мало энергии для организации неполитических общественных протестов. С жителями вообще сложно. Многие устали десятилетиями жить в домах без удобств, не знавшими ремонта со дня постройки, с проваливающимися полами, с сырыми и загаженными подъездами, пережившими землетрясение и разруху 90-ых. Все это заставляет людей покидать район и съехать на окраины. Там дома типовые, но нет опасности, что тебе на голову упадет прогнившая балка с 200-летней историей. Другие сердятся, когда туристы в поисках "аутентичности" тычут своими объективами в бедность и ветхость: тут не живут напоказ и пытаются сохранить достоинство.
















Уезжают жители - закрываются магазины, пекарни, сапожные лавки, некому брать книги в библиотеке, некого водить в музыкальную школу. Не для кого восстанавливать старую церковь - прихожан тоже нет. Зато на расчищенном месте уже можно строить новые дома для нуворишей, открывать гостиницы и рестораны для туристов и ставить указатели: здесь была площадь Гудиашвили, как она выглядела прежде, вы можете посмотреть в музее истории города.

art nouveau, Тбилиси, abandoned, Грузия

Previous post Next post
Up