Самое мое любимое место в Вероне - площадь Сан Дзено. В последний приезд - еще в прошлом ноябре - мы как раз жили неподалеку (думаю, что и впредь будем). Тихий район, куда не долетает гул и суета пьяццы Бра. Утром, пока в отеле раскочегаривают кофеварку, можно прогуляться до площади: пара поворотов - и вот она, базилика. Перед нею - широкая по местным меркам площадь, усеянная опавшими листьями. Желтые фонари еще не погасли, рассвет еще только вот-вот наступит, но хозяйка единственного кафе уже переворачивает пару алюминивых стульев себе и подружке - для кофе и покурить.
Сан Дзено. Лаконичный и соразмерный приземистый фасад из золотистого местного туфа, две вертикали по сторонам - полосатая кампанилла справа и слева - башня, утыканная "ласточкиными хвостами" - все, что осталось от бенедектинского монастыря IX века. Маленькое романское сокровище.
Портал собора можно читать как книгу легенд - открываешь ее на заложенном месте и перечитываешь забытые истории. Фасад - это один из первых в мире комиксов, населенных и библейскими персонажами, и вполне историческими.
Ворота охраняют львы, терзающие добычу:
Арку свода поддерживают человеческие фигуры, очень правдоподобно изнемогающие под непосильной тяжестью. Вот так выглядели больные остеохондрозом в XII веке:
Над воротами - св. Зенон, благословляющий веронских рыцарей и пехотинцев:
Роза Сан Дзено имеет свое особое название «Колесо фортуны». По ее окружности мастер Бриолотто поместил изображения человека, то возносящегося, то низвергаемого судьбой.
Этого, судя по характерно оттопыренному пальцу, социальный лифт пока влечет вверх
Авторами рельефов на фасаде считаются ломбардский скульптор Николо и его ученик Гуильермо. Но к тому времени. Когда мастера приехали в Верону завершать работу над собором, на фасаде уже имелись четыре загадочных мраморных рельефа с изображением дуэлей и охоты. Рельефы сохранились плохо, а верхние пластины даже треснули, поэтому о мистической охоте короля и смертельной битве двух рыцарей существуют самые разные версии.
Вот король трубит в рог, его плащ вьется по ветру, колчан со стрелами закинут за спину, а у ног его вьется полустертая гончая. Большинство толкований этого сюжета сводятся к тому, что изображена на нем сцена охоты короля Теодориха.
Но особенно замечательны сцены дуэлей.
Вот сшиблись два конных рыцаря в тяжелом боевом вооружении. Вот дама сердца следит за их поединком.
А вот продолжение поединка - бой на мечах двух пеших воинов:
Правый рыцарь наносит смертельный удар своему противнику, а тот изогнулся в последней отчаянной попытке спастись от меча. Кажется, что скульптор хорошо знает то, что с такой убедительной точностью изображает.
А это работа мастера Гуильельмо, ветхозаветные Адам и Ева, их путь к познанию и труду:
И иллюстрированный Новый завет:
На входе в базилику сидит очередной ученый юноша, продающий билеты и буклеты и неожиданно говорящий по-русски (учил, бедолага, в университетах).
А там уже и Мантенья в алтаре
И крипта, где хранятся мощи Сан Дзено
И сам смуглый епископ-рыбак с болтающейся на посохе рыбой - он улыбается вопреки всем культурным и историческим канонам:
И широко расставившая колени бабенка на капители:
И сцена «умирает зайчик мой» над криптой
И хищные грифоны
И Сан Джорджо на флегматичном сером в яблоках коне.
И всё это - только рама, куда помещено главное сокровище базилики - ее бронзовые двери.
Помимо рыбалки, изгнания бесов и других мелких хозяйственных чудес главный святой Вероны успел отличиться и в других делах. Некоторые его чудеса изображены на двери собора.
Дверь. Состоит из 49 бронзовых пластинок. Правая створка сделана на сто лет позже левой. Мастера неизвестны, различают их по номерам: Первый мастер и Второй мастер. Считается, что оба были приезжими, из каких-то заальпийских, скорее всего, германских мест.
Это правая створка Двери работы Второго мастера: жизнь и чудеса святого Зенона:
Это вот «кыш, изыди» - епископ изгоняет дьявола из дочери короля Галльено. Судя по натертому до блеска животу королевны, прихожане от Зенона постоянно требуют новых чудес.
Второй мастер наплодил много фигурок в смешных остроконечных шапочках, но при некотором напряжении памяти и зрения (освещение в базилике довольно скудное) можно понять, что это за сцены .
Но вот это точно танец Саломеи: это она изогнулась омегой внизу, а крайняя правая фигурка несет ей голову Иоанна Крестителя.
Рельефы Первого мастера почему-то считаются менее искусными. Мне так они кажутся просто инопланетными. XI век, между прочим, - а мастер уже ломал голову над перспективой и пространством. Вот эти марсиане в невесомости:
Прямоугольник пластины у него похож на сцену современного театра - никаких лишних декораций, минимум действующих лиц. Фигурки разыгрывают в этом условном простанстве спектакль - звучат реплики и диалоги, а сюжет нам известен по предыдущим эпизодам.
За сценой есть еще тихий клуатр
На площади перед церковью собираются те, кто может позволить себе праздность - старики и дети.
А мы пойдем себе дальше.