Сицилия: Рагуза

Apr 09, 2015 17:18

Вообще-то Рагуза должна была бы стать главной целью нашего путешествия. Финалом-апофеозом. Именно на ее холмах и лежит та самая Вигата, фрагменты которой мы находили в Шикли, Модике и Пунта Секке. Но мы заехали в город только на несколько часов. Успели только мысленно воткнуть несколько флажков в воображаемую карту, и попрощаться с городом глотком обжигающего нёбо кофе. А могли бы пожить, - и так хотелось остаться тут дней на несколько.

Карта, кстати сказать, самая бесполезная вещь в Рагузе. Город тянется строго вверх или вниз, состоит из множества лестниц и подъемов. Я сомневаюсь, что в городе есть хотя бы одна прямая линия. И это совершенно в барочном характере Рагузы, капризном и изломанном. Когда наш водитель спрашивал тут дорогу, он выяснял, сколько «курв»-поворотов ему надо сделать по дороге. Ну пять-шесть - обычно отвечали ему рагузяне. Головокружительный город.

А точнее, два города. Рагуза лежит на двух холмах. Такое устройство придает неопределенность ее характеру. Рагуза Ибла определенно старше и знатнее, Рагуза Супериоре больше и буржуазнее. У каждой части есть свой дуомо, своя главная площадь... Формально две части объединились только в 1926 году.









По этой земле прошли все великие цивилизации Средиземноморья, но их следы стерло чудовищное землетрясение 11 января 1693 года. Феномен сицилийского барокко в Валь-ди-Ното в том и состоит, что все разрушенные города строились на новом месте, по общему плану и в соответствии с представлениями XVII века об идеальном городе - в стиле барокко. Как и другим городам юга Сицилии, монументальность и пышность Рагузе немного не по размеру, с запасом. Часть вины за это лежит на испанцах, правивших тогда островом. Они привнесли в местное барокко свойственную им экзальтацию и нарочитость, а сицилийцы - все свои арабо-норманнские, греческие, византийские и еще бог весть какие воспоминания.

Для строительства использовался местный пористый туф светло-серых, золотистых или розоватых тонов. Учитывая, что большинство здешних городов - Ното, Рагуза, Модика - лепятся по крутым склонам, именно здесь можно увидеть самое вертикальное барокко в мире, подняться по самым крутым лестницам, увидеть самого безумного вида горгулий, подпирающих изогнутый во все стороны кованый балкон.

Мы въехали в город со стороны Рагузы Иблы. Наш водитель ловко запарковался между лабиринтом старого города и Giardino Ibleo - Иблейскими садами (на самом деле это компактый, но ухоженный парк, засаженный пальмами).





Справа от входа в сады виден романский портал XII века - все, что осталось от когда-то внушительной церкви Сан Джорджо Веккьо. В люнете церкви есть полустершийся от времени барельеф - Святой Георгий накалывает на своё копьё очередного дракона.





Это то немногое, что напоминает о добарочном прошлом Рагузы. Несколько десятков шагов по Corso XXV Aprile, и как будто переходишь демаркационную линию - на тебя наваливается сеттеченто во всей своей необузданной силе.

Пьяцца Пола - первая остановка на нашем пути. С одной стороны. Тут развернулся плодовитый и феноменальный Розарио Гальярди - главный архитектор сицилийского барокко. Его узнаваемый стиль - выпукло-вогнутый фасад, множество колонн, перенаселенный скульптурой фасад.



Это Сан Джузеппе, собор, возведенный на месте церкви бывшего бенедиктинского монастыря. Монастырь был создан в конце 16 века на средства местного жертвователя барона Карло Джаванти, и стерт с лица земли землетрясением.

Собор был закрыт, но нас и пьяцца Пола и ее сакральные постройки интересовали как одно из основных мест действия сериала о комиссаре. В ранних сезонах здесь, под сенью Сан Джузеппе, располагался комиссариат Вигаты - до того, как переехать в Шикли.











Потом авторы фильма перенесли сюда квестуру Монтелузы, то самое злосчастное место, где обитало вздорное начальство Монтальбано в лице квестора Бонетти-Альдериги. Искривления в кинематографическом пространстве и времени привели к тому, что комиссар заходил в это здание в Рагузе, подымался по лестнице, и оп! - оказывался в кабинете своего шефа (том самом, который мы навестили в Шикли). Такое расхождение реальной и сериальной географии нас почему-то очень веселило.



Это фрагмент фасада Сан Джузеппе



Комиссариат и квестура



Ее крыша тоже стала съемочной площадкой



В серии «Бумажная луна» она изображала крышу дома, где жили преступные брат и сестра Пардо.



Правда, прохода на крышу мы не нашли, может его и нет вовсе. Но локация легко опознается по «шишечкам» из светлого песчанника, с легкомысленной щедростью понатыканным по крыше.

Честно говоря, мы радовались как дети, попав в самое сердце «Вигаты». Все было узнаваемым. Всюду мы как будто уже ходили в компании комиссарио. Дежа вю преследовало нас по пятам.

О, вот арка из серии Il gioco delle tre carte:






За нею улица делает очередную «курву», чтобы открыть вот такой пасторальный вид:




Рагузянин



Подозреваю, что жителей Рагузы волнуют важные проблемы помимо тех, которые расследует в параллельном мире комиссар Монтальбано. В частности, они возражают против установки на их земле американской военной радиолокационной системы - No MUOS.

Эгей, а это Дворец собраний и бесед, он же карточный клуб для синьоров, он же Circulo de conversazione, где любил проводить досуг за игрой в покер судмедэкспорт доктор Паскуано в те редкие часы, когда комиссар не вынимал ему мозг расспросами о покойниках.






Кафедральный собор Святого Георгия (duomo di San Giorgio) - еще один шедевр Гальярди, со всеми узнаваемыми приемами - многоярусной колоннадой по фасаду, отсутствием прямых линий, монументальной лестницей, возносящей собор над площадью.





Змееборец тут присутствует во всех видах.





Площадь у собора мы тоже встретили аплодисментами и экстатическими выкриками. Это же центр городской жизни Вигаты, комиссар или кто-либо из членов его команды снует по ней туда-сюда ежедневно. В смысле ежефильмово.





А еще, как оказалось, были времена - лет 10 назад, когда машины в кадре еще не вызывали омерзения у режиссера Сирони, и площадь походила на большую парковку. Это сейчас она то ли из-за низкого сезона пуста, то ли превращена в пешеходную зону. И мне так больше нравится.

Примерно через 200 м к западу от Соборной площади город Рагуза оборачивается к своим гостям нечеловеческим лицом. Это гротески палаццо Ла Рокка ухмыляются им прямо в глаза с балконных консолей. Средняя консоль больше боковых, поэтому балконы по здешней барочной моде, пузатые.



Гомер, Мильтон и Паниковский



В фильме



В реальности

Каждый балкон на фасаде палаццо назван в соответствии с сюжетом: вот балкон музыканта с мандолой


балкон флейтиста






Окрестности пьяцца Дуомо






А если подняться по нескольким лестницам, притворяющимся улицами, можно увидеть купол собора:




И ущелье, разделяющее город


Дело двигалось к вечеру, мы вернулись к нашей машине и убедительно попросили водителя поискать еще одно сакрально-сериальное место: Церковь Богоматери у лестницы. Для этого пришлось покинуть Рагузу Иблу и одолев несколько курв, перебраться в Рагузу Супериоре.

Храм стоит у вершины лестницы - 340 ступеней- , соединяющей нижнюю и верхнюю части города. Не хочу даже думать о том, что нам в конце дня пришлось бы их форсировать пешком


Считается, что ещё в 10 веке на месте церкви стояла часовня, посвящённая Богоматери, а в первой половине 13 века монахами-цистернианцами был возведён храм, предшествующий нынешнему. Это все, что от него осталось:


Рельеф тут уже едва различимый. И едва ли искусный. Но зато понятно, поверх какого глубокого культурного слоя был нанесен сливочный крем барокко, и нагляднее виден характер разных эпох.



В сериале на лестницах церкви кипела #всюдужизнь.

Тут хоронили инженера Лупарелло, чей труп мы искали в Маннаре




Тут комиссар назначал встречу свидетельницам



И тут же они с Фацио выясняли происхождение трупа с татуировкой бабочки.

Недалеко от церкви расположена смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на противоположный холм






Отсюда отлично видна колокольня церкви Богоматери Одигитрии (Chiesa di Santa Maria dell'Itria), ее барабан, облицованный цветной терракотой, причем орнамент совершенно светский: вазы с цветами в стиле рококо.



Черепичные крыши, укрепленные булыжниками



Церковь Душ в чистилище



Смотровая площадка и открывающийся с нее вид на Рагузу Иблу, захватывающий дух в сериале эксплуатируется много раз.







Тут случился например, незабываемый эпизод про «синьора Пикареллу, отошедшего в лучший мир». И вообще диалоги комиссара с агентом Катареллой украшают фильм не меньше, чем все попавшее в кадр сицилийское барокко.

Уже в сумерках мы спустились к Душам в Чистилище: наш гид предложил нам попрощаться с Рагузой глотком чего-нибудь согревающего.



Горячительным обеспечивал небольшой киоск по правую руку от церкви - точка в городе известная и популярная. И рядом постоянно толчется народ


Напротив церквии нашелся еще один дворец-грезофарс, палаццо Козентини.


На углу между главным и боковым фасадом - скульптура святого Франциска из Паолы в человеческий рост.


В верхнем ярусе бокового фасада - большой балкон с пятью резными консолями. Фигуры, вырезанные на консолях этого балкона, держат во рту змей, скорпионов. Из-за этих масок балкон называют балконом злословия.






Сицилия, Рагуза, montalbano, Италия

Previous post Next post
Up