Городок Нахера, одна из ключевых остановок на Пути Сантьяго, влек нас по двум обстоятельствам. Поехать туда хотелось, во-первых, ради кружевного внутреннего двора церкви Santa María la Real, а во-вторых, конечно, ради по-русски нежного и манящего названия городка.
Дорожные указатели будто спрашивали: уверены ли вы в цели вашего путешествия?
Знаменитый Каликстинский кодекс - первое известное описание "пути св. Иакова", паломнического маршрута в Сантьяго, настоятельно советовал сделать в Нахере остановку и восстановить силы перед заключительным отрезком паломничества. Это сейчас от столицы Логроньо до Нахеры минут сорок неспешной поездки среди виноградников. А во времена средневековья этот городок в Ла-Риохе был стратегическим местом, и даже целой столицей королевства Наварра, расположенного у южной подошвы западных Пиренеев.
Столичным городом Нахера была полтора века, вплоть до раздела в 1076 году Наварры между Кастилией и Арагоном. За это время здесь сменилось пять королей, и все они звались сеньорами Нахеры.
Один из этих королей, Санчо III Гарсия, как и его предшественники, и последователи, проводил досуг в войне с кордовским халифатом, - Аль Андалус был тогда на пике могущества и занимал большую часть Иберийского полуострова, - и с другими, христианскими королями.
Вот на этой унавоженной средневековой геополитикой почве и вырос монастырь С. Мария ла Реаль. Строительные работы в королевском монастыре начались в середине 11 века, и сопровождались плетением легенд. Мол, на королевской охоте на берегах речки Нахерилья, сокол короля Санчо III Гарсия загнал белого голубя в одну из пещер. Король последовал за ним и в глубине пещеры из красного песчаника увидел свет. Он пошел на свет, пока не увидел его источник: образ Богоматери, кувшин с лилиями (символ монастыря), светильник и колокол. Король, который уже был вовлечен в затяжную и тяжелую войну с Альмансором, халифом Кордовы, войну между мусульманским югом и христианским севером, все будущие победы приписывал действию чудотворной статуи.
Вот ее копия, стоит в гроте. Подлинный образ находился в пещере вплоть до создания главного алтаря монастыря, а затем был заменен этой готической статуей конца 13 века.
Монарх приказал построить часовню над пещерой, а позже - церковь и монастырь, который был освящен в 1052. Сегодня, спустя тысячу лет от того оригинального здания осталось не очень много. В основном постройки нынешнего монастыря относятся к 16-ому столетию, когда Нахера уже потеряла свой столичный статус, стратегическую, географическую и прочую ценность, но продолжала служить паломникам как привал на Камино.
До сих пор у Нахеры два лица - одно, уже обветшавшее, столицы сурового северного королевство, которое неутомимо воевало, и приобрело тем самым неизлечимую склонность к автономии. Другое - Путь Св. Иакова. Камино суровой нитью сшивал историю европейских стран - люди шли по Пути веками, разнося из конца в конец истории, ремесла.
При необходимости высокие стены как бастионы могли защитить монастырь.
Фасад монастыря - смешение стилей, последствие обширной истории.
Двумя основными частями монастыря являются церковь с королевской усыпальницей и клуатр.
Claustro de los Caballeros. Клуатр, построенный в 1517-1528 годах в стиле платереско,именуется «рыцарским» - здесь было похоронено множество представителей дворянских семей. Арки клуатра украшены ажурным каменным орнаментом.
Саркофаг 12 века - гробница Бланки Наваррской, жены Санчо III Кастильского. Юная королева умерла 18-ти лет, родив наследника и исчерпав тем самым свое предназначение.
Ангелы уносят ее душу
А это, я думаю, избиение младенцев
Гробница Диего Лопеса II де Аро сеньора де Бискайя (1152-1214). Барельефы саркофага изображают сцены погребения. Как по-разному плакальщицы выражают скорбь.
Вход в церковь со стороны клуатра - резная дверь орехового дерева в стиле платереско (16 век).
Главный алтарь, обароченный в конце 17 века. В центре - подлинный образ «пещерной» Богоматери.
Алтарь также украшают кувшин с лилиями, светильник и колокол - предметы, по легенде, найденные королем вместе с образом Богоматери.
Королевский пантеон с захоронениями наваррских монархов, правивших с 10 по 13 века. Надгробия выполнены в середине 16 века в ренессансном стиле.
Кстати, паломников в монастыре мало - он открывается по расписанию, установленному монахами, в довольно поздний час, когда большинство их уже в дороге.
Вокруг монастыря лежит средневековый город, защищенный скалистым утесом. Там, по слухам, прорыты настоящие лабиринты, упрятаны недоступные посторонним пещеры, где горожане прятались во время войн и набегов.
Сегодня город провинциально безмятежен. Глядя на эти лужайки, изъеденные пещерами скалы, мосты через чахлую речку Нахерилью (простите!) иногда, по касательной приходит блажная мысль. Пройти бы эту часть Камино пешим ходом. Вот сколько пилигримов с посохами до сих пор оседает в городе.
Некоторые из них расположились на отдых на обширной лужайке на берегу Нахерильи. А мы включили турбо-режим, и покинув привал пилигрима, отправились себе восвояси.