Завтра будет некогда, поэтому положу сегодня несколько картинок из Армении.
Месяц назад мы с сестрами встретились в Ереване, чтобы отпраздновать юбилей одной из них. Поскольку сестры рассеяны по четырем странам, встреча на исторической родине всегда бывает радостной для сердца и тягостной для печени. Слегка отдышавшись после празднования, мы подумали: вот она, прекрасная осень, вот дорога, а вот и повод, чтобы сбежать в горы от безумного праздника чревоугодия.
Мы зашли в первое попавшееся бюро путешествий, заказали машину, поставили будильник на раннее утро и отправились по знакомому с детства маршруту
Дорога вела на юго-восток, мимо фруктовых садов, на обочинах стояли пирамиды фруктов на продажу, связки кукурузных початков. При виде желтой кукурузы засвербел какой-то детский голод, остановились - ухватили каждая по щедро посоленному початку (армяне вообще всё солят, даже не пробуя), вонзили зубы.
Проезжали Арку Чаренца, бросили взгляд на Араратскую долину.
увернулись от пастуха со стадом
Приехали в Гарни. Сады вокруг треугольного скалистого мыса, резко вдающегося в ущелье Азата, уже пожелтели.
Ущелье
деревня над ущельем
на противоположном склоне - чья-то дача, возможно, хотя размерами больше напоминает дворец. Владельца не знаю.
граненые базальтовые колонны превратили скалу в природный орган
В Гарни стоит реконструкция митраистского храма, посвященный Солнцу. Раз в год сюда приходят местные язычники отправлять свои ритуалы, в остальное время крепость и храм принадлежат туристам.
У подножия храма было людно
Шумная толпа иранских школьников слушала лекцию гида, а мы тем временем решили посмотреть термы:
С античной мозаикой, сложенной из разноцветных кубиков самоцветов. Сюжет тематический: Океан и таласса (море), дельфины, ихтиокентавры, нереиды и прочая морская живность. По мозаике идет надпись: "Меден лабонтес эргасамека" - "Потрудились, ничего не получив". Возможно, этими словами морские божества вымогали взятку жертвоприношения....
Персидские школьники оказались такие школьники: джинсы, чупа-чупсы, галдеж и футбол банановыми шкурками. Только, конечно, "русари", платок - на всех без исключения.
Когда дети ушли, в храме вдруг запели "Киликию". Сам храм очень маленький, и пустой - в нем нет ничего, кроме жертвенника, но акустика божественная.
Если задрать голову, можно разглядеть, из каких фрагментов был собран этот базальтовый фриз, и его орнаменты.
Надписи на арабском...
Из Гарни мы уехали в скальный монастырь Гегард.
дорога, скальные пещеры
Окружающие монастырь утёсы
У ворот местные хозяйки продают гату - ореховую и обычную, сахарную... И варенье, и фруктовый лаваш. Ну, ну конечно, моя прабабушка лучше готовила, но что уж теперь. Кстати, банку орехового варенья я уже употребила, а вот белая черешня еще в закромах.
Вход в монастырский комплекс
купол с изображенным на нем древом жизни
скальная церковь, герб князей Прощянов
Неожиданность - здесь мы снова встретили знакомых персиянок. Они ставили свечи в храме. Сказать, что мы удивились - ничего не сказать. Но когда подошли познакомиться, оказалось, что девушки - армянки из Ирана, говорят на чистейшем, беспримесном армянском, христианки. Но платка с головы не снимают даже на исторической родине. Впрочем, объяснили они нам, приехавшие с ними персы тоже ставят свечи перед крестом, раз пришли в божий дом...
хачкары
двери церкви Катогике
И напоследок мы заехали на обед в славное место под названием "Тавэрн". В таверне нам подали рыбу "стэрлэт", жареную на углях, немолодой сыр, молодое вино, курган зелени - цицмат, реhaн, тархун, и котов для обогрева ног. Какие-то они у вас неподъемные, - заметила я хозяйке. Всю жизнь керац-хмац, сыты-пьяны, пожала она плечами. Мол, чтоб я так жила. Мы тоже отдались древнему армянскому ритуалу "утел-хмел". Он практически соответствует российскому "выпить-закусить" с важным, коренным отличием - главное - закусить, а потом уж, как следствие - выпить.
Племянник наш платит дань котам стерлядью.