Обзор каталогов автомобильных катализаторов

Sep 10, 2021 08:34


Про автокатализаторы слышал, наверное, каждый. Это устройство в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, которое помогает очищать выхлопы от вредных соединений. Другие названия автокатализаторов - конверторы выхлопных газов, нейтрализаторы или просто катализаторы. В идеале на выходе после автокатов должны оставаться только углекислый газ и вода - безвредные вещества, входящие в состав... кока-колы, например. Но в связи с тем, что реальный мир устроен сложнее, проверять безвредность выхлопа на себе я бы все равно не рекомендовал. Тут есть несколько причин:

1. Даже последние действующие нормы выброса Евро-6 допускают наличие вредных компонентов порядка 1 г/км.

2. Согласно стандарту Евро-6 нейтрализаторы должны проверяться производителем на работоспособность каждые 100000 км или каждые 5 лет, в зависимости от того, какой критерий наступит ранее. Испытания на долговечность устройств контроля загрязнения выполняются из расчета 160000 км. Таким образом, сроки эксплуатации даже внешне исправного катализатора достаточно ограничены и в условиях рынка подержанных автомобилей его работоспособность весьма сомнительна.

3. Автокатализаторы подвержены физическому износу, особенно в условиях неправильной работы двигателя, могут оплавляться или рассыпаться при механических нагрузках и ударах.

4. Как показывает практика, реальные выбросы даже на новых автомобилях могут отличаться от заявленных в стандарте в десятки раз.

Так или иначе, высокая вероятность замены каталазитора касается каждого автовладельца. И вот тут начинается настоящий квест: что делать с вырезанным отработанным катализатором? Ситуации могут быть разные, поэтому на каждой из них постараюсь остановиться отдельно. Самое главное, что необходимо знать хозяину б/у катализатора - в нём почти всегда находятся драгметаллы (платина, палладий, родий). Драгметаллы стоят денег, поэтому все далее описанные случаи строятся вокруг этого факта. Содержание драгметаллов варьируется в широких пределах в зависимости от модели автомобиля, года изготовления, рынка сбыта, пробега, а потому цены на комплект конверторов с авто могут варьироваться от 0 до 2000$ и выше.

СИТУАЦИЯ 1. Владелец выбрасывает катализатор.
В последнее время такая ситуация встречается всё реже, но она имеет место. Добросовестное СТО отдает катализатор хозяину автомобиля, а тот не знает что с ним делать дальше и в лучшем случае складирует где-нибудь в гараже или во дворе. На всякий случай. В худшем - отдаёт первому встречному на утилизацию. Мне доводилось слышать истории, как по дворам ходил "стоматолог" из Украины, который скупал за символическую цену керамику от автокатализаторов для изготовления металло-керамических зубных протезов.

СИТУАЦИЯ 2. Оставить катализатор в СТО.
Достаточно распространенный случай, который осуществляется в разных вариациях, в зависимости от талантов сотрудников СТО.

* Осуществление "бесплатной замены катализатора". В большинстве случаев это сводится к замене катализатора на пустую обманку и прошивку электроники. Чаще всего такая "бесплатная замена" кратно покрывает реальную стоимость работ. Вариант с "бесплатной заменой" может выглядеть следующим образом:
- Вы мне можете заменить ремень ГРМ?
- Конечно! Тут, ещё знаете, у двигателя тяга как-то не очень, давайте мы вам ещё и катализатор бесплатно заменим.
А может выглядеть и в более экзотической форме. Приводятся случаи, когда катализаторы на СТО меняют без ведома клиентов. Встречается, что при плановой замене катализатора в яму выбиваются одни куски керамики, а из ямы извлекаются другие.

*Выкупить катализатор у клиента. Вполне достойный вариант, имеющий право на существование. Здесь самое главное - это цена, по которой сотрудники СТО готовы за него заплатить. Чаще всего оборудования для определения состава у них нет, но у них есть опыт работы с переработчиками и ряд каталогов, на основании которых они ориентируются в стоимости тех или иных катализаторов. Про каталоги будет ниже, но если клиент СТО - человек в теме автокатов прожженный, то есть смысл поторговаться, в противном случае надёжнее сдать катализатор в переработку самостоятельно.

* Убедить клиента, что катализаторы - чрезвычайно вредные канцерогены. Доля истины в этом есть. В серьезных центрах переработки катализаторов сотрудники работают исключительно в комбинезонах и масках.



Переработка катализаторов в УП "Унидрагмет БГУ".

Однако такие меры предосторожности в первую очередь связаны с технологией производства и режимом работы сотрудников, которые занимаются мелкодисперсным измельчением автокаталазатора 40 часов в неделю. Риски нанести вред своему здоровью при разовых контактах с кусками керамики точно многократно меньше, чем у ребят из СТО, желающих отвезти катализаторы в центры переработки самостоятельно.

Ситуация 3. Сдать катализатор в центр переботки самостоятельно.
Здесь так же имеются нюансы, в которых желательно ориентироваться. У компаний переработчиков могут быть разные условия работы с клиентом. В одних организациях осуществляется непосредственный выезд по адресу клиента. Другие покупают катализаторы только в стационарных пунктах приёма. Третьи работают только с оптовиками. В общем случае процесс сдачи катализатора может выглядеть примерно так, как на этом видео:

image Click to view



Тут нужно ещё раз уточнить. Итоговая цена за катализатор определяется количеством в нём драгметаллов и их текущей стоимостью на бирже (например тут или тут). Состав определяется специальным рентгеноспектральным оборудованием, после чего из общей стоимости драгметаллов вычитаются затраты на переработку. В разных организациях формула расчёта цены разная, но она везде привязана к составу. Отсюда главный вывод - угадать по телефону точный состав катализатора для конкретного автомобиля ни одна перерабатывающая организация не сможет. Крупные переработчики ведут собственные базы данных, в которых отмечают составы катализаторов, прошедшие через их руки. Но даже в этом случае исходные технологические допуски концентрации драгметаллов, условия эксплуатации автомобилей и метрологические ограничения не позволяют получить точную информацию. На практике интервал, в котором может колебаться цена для одних и тех же катализаторов автомобилей одних и тех же марок обычно составляет ±15-20%. Более того, отличия в 5-10% могут наблюдаться даже для катализаторов в банках с одинаковой маркировкой, которые стоят в левой и правой частях одной и той же выхлопной системы автомобиля. Впринципе, с таким разбросом можно мириться, поэтому если катализатор есть в базе данных компании, куда звонит клиент, ему могут озвучить среднюю цену, которая может быть очень близка к реальной. Наиболее точно спрогнозировать стоимость катализатора можно по номеру на его корпусе. Опытные специалисты могут неплохо предсказать стоимость катализатора по модели авто, типу двигателя и дате выпуска, но в связи с тем, что в одни и те же модели могут идти банки с разными номерами, качество такого прогноза заметно ниже. На основании статистики компания может составить каталог цен на катализаторы, которые можно выкупать по номеру на корпусе. При выкупе катализаторов по номеру к корпусам выдвигается ряд требований: отсутствие сварных швов, целостность керамического носителя, отсутствие дребезга, читаемость номера и др.
Теперь мы подошли к основной теме, заявленной в заголовке к данной статьи.

КАТАЛОГИ АВТОКАТАЛИЗАТОРОВ
Существующие каталоги катализаторов достаточно разнообразны как по объему охватываемых позиций, так и по параметрам хранения и поиска информации. Немаловажным критерием работы с каталогом являются условия доступа к его данным.

Общие черты, характерные для всех каталогов:
1. Каталоги собираются на основании статистики. Чем больше статистика по каждому номеру, тем больше вероятность угадать концентрационный диапазон, в который попадёт катализатор с таким же номером. Реальное содержание драгметаллов и итоговую цену на конкретный катализатор может дать только физико-химический анализ.
2. На абсолютную точность не претендует ни один из каталогов, не зависимо от того, что заявляет его владелец. Каталог может быть только основанием для выкупа катализатора по цене, указанной в каталоге при соблюдении условий выкупа.
3. Каталоги составляют люди по данным спектрометров. Программное обеспечение спектрометров и баз данных работает независимо, поэтому существует вероятность технической ошибки. Например, перепутаны местами концентрации платины и палладия, запятая в неправильной десятичной позиции и т.д. Такие ошибки считаются грубыми, приводят к выбросам в расчётах цены и легко выявляются статистикой. Чем меньше владельцы каталога предоставляют статистику, тем сложнее найти грубый выброс. В силу больших объемов порядка 20000-50000 позиций грубые выбросы периодически встречаются у всех.
4. При недостатке статистики перекрестное сравнение одинаковых позиций в разных каталогах позволяет выявить наличие грубых ошибок у составителей.
5. При выкупе катализаторов по номеру все ошибки в статистике учёта драгметаллов ложатся на плечи компании, в том числе и размер ошибочной переплаты. На больших объемах она сглаживается. Однако для перекупов, которые работают по каталогу с малыми объемами и пытаются сдавать катализаторы через анализ такая ситуация может быть как источником незапланированной прибыли, так и головной боли.
6. Ни один каталог не является абсолютно полным. В каждом каталоге могут присутствовать позиции, которых нет в других каталогах.

1. Экотрейд
Сайт: https://ecotradegroup.com
Местоположение: Международная организация с головным офисом в Тайланде.
Объем данных: более 20000 уникальных номеров.
Условия доступа к ценам: Платный. По подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет.
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: Eco Kat
Описание: Один из самых больших каталогов уникальных номеров автокатализаторов. В некоторых позициях присутствуют данные о моделях автомобилей, однако поиск по моделям не осуществляется. Статистика номеров не представлена, но имеются несколько дублей с большим разбросом по цене. Судя по примечаниям на разных языках,  часть позиций получена путем взаимодействия с другими перерабатывающими компаниями, в частности с литовской Novitera. Данные о массе катализатора не предоставляются. Имеется богатый объем фотоматериала, помогающий идентифицировать банку по внешнему виду или найти положение номера на банке. Сличение с другими каталогами выявило некоторое количество грубых выбросов.

2. catalytic collector
Сайты: https://catalyticcollector.com
Местоположение: Малайзия, Куала-Лумпур
Объем данных: более 5800 позиций
Условия доступа к ценам: платная подписка
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: Catalytic Collector
Описание: Платная малазийская база данных. Кроме номеров банок и фотографий дополнительная информация отсутствует. В примечаниях иногда есть пометки о типах катализаторов. Нет данных по массе. После регистрации некоторое количество поисков доступно бесплатно, цены отражаются в валюте государства, указанного при регистрации.

3. Tradokatic
Сайт: https://tradokatic.com/katalizator
Местоположение: Украина, Львов
Объем данных: около 1600 позиций
Условия доступа к ценам: платно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: информация имеется.
Мобильное приложение: Tradokatic
Описание: Каталог небольшого объема с платным доступом и без фото. Имеется небольшая статистика. Данных по моделям очень мало, но не структурирована по полям. Поиск моделей возможен через функционал браузера на веб-странице, в мобильном приложении не реализован. Так как каталог маленький и доступ полностью платный, он не выверялся и практически полностью закрывается информацией из других каталогов. Нет данных по металлическим катализаторам. Может представлять интерес для клиентов этой организации и в плане перспективы своего будущего развития.

4. Autocatalyst Market
Сайт: https://autocatalystmarket.com
Местоположение: не известно. Вероятно Украина.
Объем данных: более 30000 позиций
Условия доступа к ценам: платно по подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: Auto Catalyst Market app
Описание: Каталог имеет очень богатый объем данных по ценам для катализаторов с уникальными номерами. В примечаниях к каждой позиции приводится информация по моделям, в которые он ставится. Поиск по моделям не предусмотрен. Позиционируется как универсальный каталог цен на катализаторы для любых стран мира. Интерфейс сайта доступен на 9 языках. Предусмотрен показ контактов организаций, скупающих катализаторы по любой из стран мира. Контактная информация для организаций из этих стран осуществляется по подписке, из-за чего данных чрезвычайно мало. Для РФ представлены только 2 организации-скупщика: Армен из Самары и Серёга из Таганрога. Адреса владельцев Autocatalyst Market нет, кому можно сдать катализаторы по ценам, указанным в этом каталоге - не понятно. С вероятностью 99% и Армен, и Серёга по указанным ценам банки не возьмут. Так как цены в каталоге пропорциональны концентрации драгметаллов, он может быть полезен для перекупов при сличении с ценами собственников других каталогов или при пересчёте на цены регионального скупщика. В нём можно найти номера, которых нет в других базах данных. Но здесь есть существенные риски. Региональный скупщик будет приобретать такие позиции исключительно по анализу. Свои каталоги он корректирует на основании статистики при обратной связи с клиентом. Выставить претензии за возможные регулярные ошибки в расчёте абстрактной цены владельцам Autocatalyst Market перекуп не сможет, так как в силу анонимности он даже потенциально не сможет стать их клиентом. При этом ценник за подписку у них вполне себе чувствительный (особенно для Украины, где расположен их хостинг-провайдер).



Для приёма платежей по карте владельцы каталога Autocatalyst Market используют платёжный сервис cgbilling.com, отзывы о котором очень сомнительны. Так, например, здесь пишут, что этот сервис практикует списание средств с карты просто так, без подтверждения хозяина карты. По аналогичной причине на него жалуются здесь. В ютубе о незаконных мошеннических операциях данной платёжной платформы существует видео на русском языке.

image Click to view


Каталог удобен в качестве бесплатного ресурса для сличения номеров по фотографии. Банки с плохо читаемыми номерами можно попытаться распознать с помощью фотографий из данного каталога. Оплачивать подписку для доступа к ценам я бы не рискнул.

5. catalyst.by
Сайт: https://catalyst.by и https://old.catalyst.by
Местоположение: Беларусь, Минск.
Объем данных: более 21000 позиций
Условия доступа к ценам: более 1200 позиций бесплатно, остальное по подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: имеется (платно).
Возможность поиска по моделям авто: имеется.
Мобильное приложение: нет
Описание: Каталог с возможностью поиска информации не только по номерам банок, но и по моделям авто. Существует в виде двух интерфейсов (старый и новый), которые обращаются к одной и той же базе данных. Интерфейс old.catalyst.by (старый) несколько удобнее в плане наглядности представления информации на стационарном компьютере или ноутбуке, но не адаптирован к мобильным устройствам, поэтому администрацией сайта больше не поддерживается, но остался по просьбе части пользователей. Данный каталог является площадкой цен, основанной на калькуляции Минского пункта приёма УП "Унидрагмет БГУ". Каталог единственный в своём роде, который позволяет осуществлять поиск катализаторов по моделям автомобиля (модель, объем двигателя, год выпуска). Через  личный кабинет нового интерфейса имеется возможность купить просмотр концентраций, на основании которых выполняется расчёт цены. Подписчикам предоставляется очень богатая статистика диапазонов цен по номерам банок. Достаточно широкий бесплатный объем данных. Ведётся фотографирование банок. Владельцы каталога в примечании стараются детально описать расположение банок в авто (передняя, задняя, параллельная, какие банки в данной модели ещё). Интерфейс каталога на русском и английском, текст примечаний в базе данных на английском.

6. DSAuto
Сайт: https://katalizatorychrzanow.pl
Местоположение: Польша, Тшебиня.
Объем данных: более 9300 позиций
Условия доступа к ценам: 10 цен в сутки бесплатно или по подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет.
Возможность поиска по моделям авто: нет.
Мобильное приложение: нет
Описание: Хороший польский каталог. Почти все номера являются уникальными и не содержат статистику, однако сверка с другими каталогами каких-то заметных ошибок не выявила. Имеются качественные фото катализаторных банок с разметкой размеров. Данные по моделям авто не приводятся. Доступ к ценам в основном по подписке. Существует возможность бесплатного просмотра цен, но условия бесплатного доступа периодически меняются. На сегодня это 10 бесплатных просмотров цен в сутки без регистрации.

7. converterdatabase.com
Сайт: http://converterdatabase.com
Местоположение: не известно. Вероятно США.
Объем данных: более 3600 позиций
Условия доступа к ценам: возможно подписка, 5 запросов бесплатно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: нет
Описание: Объем каталога относительно небольшой. Информации по моделям нет. Европейские машины представлены слабо, преимущественно американские и японские марки. Вероятнее всего локализация владельца каталога в США, что подтверждается адресом расположения хостинга - Аризона. После регистрации доступно 5 бесплатных просмотров цены. Сайт работает по незащищенному http протоколу, антивирус Касперского выдает предупреждение, что данные на данном сайте не защищены. При этом при попытке оформить подписку на этом сайте просят ввести номер и cvv-код карточки без переадресации на сертифицированный платёжный сервис. Получатель средств анонимен, цены на катализаторы являются абстрактными - просто процент от биржи. Крайне не рекомендую оформлять здесь подписку, так как высокая вероятность кражи средств с карточки.

8. converterdatabase.ca
Сайт: https://converterdatabase.ca
Местоположение: неизвестно, вероятно Канада
Объем данных: более 10600 позиций
Условия доступа к ценам: платно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: нет
Описание: Более красиво сделанный и расширенный вариант предыдущего сайта. Достаточно большой объем американских и японских машин, бедно представлены европейские марки. При переходе на сайт антивирус выдает предупреждение, что сертификат выдан для другого домена - гараж Пьера (СТО по ремонту авто). Денег за подписку просит сразу при попытке регистрации, при этом точно так же просит данные платёжной карты на своей странице с непонятным сертификатом. Контакты и местоположение пункта приёма хозяев каталога анонимны. Не рекомендую.

9. SAR Metals
Сайт: https://sarcatalyticrecycling.com
Местоположение: Великобритания, Иммингем
Объем данных: не известно
Условия доступа к ценам: не известно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: не известно
Возможность поиска по моделям авто: не известно
Мобильное приложение: не известно
Описание: Сайт британской перерабатывающей компании, который декларирует, что у нас есть своя база данных автокатализаторов, для доступа к которой необходимо пройти регистрацию. При попытке регистрации приходит письмо на е-маил: "Мы вам напишем, когда ваша учетная запись будет одобрена". Полгода назад я так же пытался у них зарегистрироваться, но никаких писем от них не получил, хотя второй почтовый ящик у них отмечен как ранее зарегистрированный. В общем, информации по этой базе данных у меня нет. Наверное она существует, но для работы с ней нужно забрасывать администрацию ресурса письмами и звонками.

10. catalyticconverter.photos
Сайт: catalyticconverter.photos
Местоположение: неизвестно, возможно Венгрия
Объем данных: более 4300 позиций
Условия доступа: платно
Возможность простмотра концентрации драгметаллов: да, платно
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: нет
Описание: Каталог концентраций драгметаллов. Предлагается за 1$ купить концентрации по любому из номеров катализатора, присутствующих в базе. Владелец сайта анонимен, контактов нет. Оплата возможно через платежный сервис paypal. Без оплаты можно просматривать концентрации родия для любой из позиций, однако по факту в тех катализаторах, где родия меньше 0,015% сайт показывает содержание родия 0,015%. Для катализаторов с высоким содержанием родия его концентрации близки к правде. Проверить корректность концентраций остальных драгметаллов после оплаты не могу, так как на сервисе paypal по ряду причин не зарегистрирован.

нейтрализаторы, базы данных, конвертеры, автокатализаторы, катализаторы, каталоги

Previous post Next post
Up