Недавно на сайте Эха Москвы открыл для себя передачу "Записки А.С.А." с Анатолием Агамировым, в которой ведущий осуществляет тематические обзоры мировой музыкальной культуры. В частности, под влиянием передачи, посвященной
Марку Бернесу, захотелось поделиться некоторыми мыслями.
Не буду углубляться в
творчество и биографию Бернеса, пройдусь только по отдельным его произведениям. Во-первых, оставила впечатление его песня "Всё у нас впереди", которая прозвучала там же, на радио. Эту вещь впервые мне довелось услышать в конце 90-х годов, и сразу же обратил на себя внимание тот оптимизм, который в неё вложен Марком Наумовичем. В ней чувствуется жизнь того времени - перспективы на лучшее будущее, на НТР (научно-техническую революцию), на расцвет науки и искусства. Сейчас так не поют, да и не умеют петь. В общем-то особенных поводов для оптимизма во второй половине 90-х уже не было - жили только памятью о величии советского прошлого в хорошем смысле слова. На рубеже XX и XXI века широко шли дебаты на тему: имеется ли дальнейшая возможность развития человечества, будет ли
конец науки? Теперь же эта проблема переродилась в более острую форму: удастся ли нам сохранить тот технологический уровень, который у нас остался. Детальный анализ говорит - нет. Причем это критическое явление характерно не только для отдельно взятого Российского государства, а для всего человеческого социума вцелом. Наблюдается структурный экономический предел и откат технологического развития (завязаный на финансовом кризисе), предел сложившейся системы разделения труда, предел человеческих и природных ресурсов. Интересующихся отошлю к передаче на
Эхо Москвы за ноябрь 2008 года. И если на момент выхода эфира ещё можно было сомневаться в прозвучавших там высказываниях, то спустя год становится очевидным, что Саяно-Шушенская ГЭС открыла эру техногенных катастроф. Россия - лидирующая в этом трагическом списке, так как её частные проблемы начались в 1991-м, но наше поколение ещё увидит загнивающий Запад в прямом смысле этого слова. Вот почему песня Бернеса вызывает сейчас только тихую грусть о незбывшихся мечтах его эпохи.
Второй момент, на котором хотелось бы остановиться в связи с творчеством Бернеса в аспекте
передачи Агамирова - на лебединой песне Марка Наумовича. Меня задело, что эфирное время было отдано некоторым официозным песням Бернеса в ущерб его "Журавлям". Журавли - по-настоящему гениальное произведение на стихи Расула Гамзатова - своеобразный итог всей жизни певца, актера, солдата, человека... Символично, что пластинка с "Журавлями" была последней, которую записал Бернес, и которая вышла уже после его смерти. Осталось ли ещё место для нас в той стае, откуда с высоты птичьего полета наблюдает за нами эта уникальная личность?
Click to view