Бог зла. О партийности литературы - 2

Jan 19, 2008 14:13

В начале - информация к размышлениям.

Папа Бенедикта XVI объявил, что серия о Гарри Поттере «незаметно развращает неокрепшие души детей, прививает им интерес к черной магии и искажает идею христианства». При его одобрении в свет вышла книга Габриэль Каби «Гарри Поттер - бог зла». Затем в официальной газете Ватикана L´Osservatore Romano появилась статья профессора литературы Эдоардо Риалти «двойное лицо Гарри Поттера».


Выдержки и комментарии к статье Риалти (gzt.ru lenta.ru, Daily Telegraph):

«Несмотря на некоторые достоинства, повествование формирует позитивный идеал, в основе которого лежит колдовство. Отчаянные манипуляции вещами и людьми происходят благодаря знанию оккультных наук».
«Результат оправдывает средства, поскольку те, кто обладают сокровенным знанием, эти избранные интеллектуалы, умеют контролировать темные силы и превращают их в добро. Но это серьезная и большая ложь, за которой стоит древняя попытка гностиков смешать спасение и правду с тайным знанием». «Это мир, где зло является добром». Характеристика у Роулинг «магглов», то есть обычных людей, как тех, кто знает только дурное и злое - это, по мнению Риалти «поистине дьявольское отношение».
Эдоардо Риалти противопоставляет «неправильного героя» Гарри Поттера «правильным» героям двух других детских книг - «Хроник Нарнии» Льюиса и «Властелина колец» Толкиена (эпосами, созданными глубоко верующими христианами). По его мнению работы Толкиена и Льюиса демонстрируют трансцендентность и красоту бесконечности, тогда как книгам о Гарри Поттере «присуща перевернутая (inverted) и сбивающая с толку духовность. Книги Роулинг характерная для смутной философии new age.»

Пресса отмечает радикальную смену позиций Ватикана по «проблеме Поттера»:

«Гонения на Гарри Поттера начались после избрания папой Бенедикта XVI. Его предшественник Иоанн Павел II, напротив, хвалил Джоан Роулинг за то, что она ведет жизнь доброй христианки. Глава католической церкви утверждал, что Гарри Поттер ведет борьбу с сатанизмом» (дни.ру) В 2003 году падре Питер Флитвуд, в то время глава Папского совета по культуре, на пресс-конференции, посвященной проблемам христианства и мировоззрения "new age", сказал, что, с его точки зрения, Роулинг - "христианка по убеждениям и христианка даже в манере письма"». (лента.ру)

Теперь сами размышления.

Примерно 100 лет назад Владимир Ленин написал статью «О партийности литературы», которая обычно рассматривается в цивилизованном мире, как грубая и безобразная попытка навязать художественной литературе функцию обслуживания политических доктрин и сил (в т.ч. и доктрин и сил тоталитарного толка).

По мысли Ленина, любое художественное литературное произведение по своей природе является пропагандой и агитацией интересов и ценностей определенного политического класса (феодалов, консервативной буржуазии, пролетариев, крестьянства и т.п.). Что бы не писал литератор, он, по мнению Ленина, сознательно или неосознанно продвигает определенную политическую идеологию и, независимо от своего желания, является участником политической (классовой) борьбы.

На основании этих рассуждений, Ленин требовал, чтобы художественная литература ьыла подконтрольна партии - как особый идеологический инструмент. Партийное руководство художественной литературой стало одной из характерных особенностей большевистского государства, затем было заимствовано национал-социалистической партией Германии, а в наше время в России - национал-шовинистической партией Путина.

На первый взгляд, кажется, что было бы странно ожидать от Римской католической церкви полного воспроизведения идеи Ленина в ее самом радикальном толковании. Ватикан объявил детскую литературу инструментом идеологической борьбы и стал классифицировать эту литературу не по ее художественным качествам, а по ее идеологической направленности - как хорошую (соответствующую политической доктрине Ватикана) и плохую (соответствующую политической доктрине противников римского католицизма). «Третьего не дано», «Кто не с нами - тот против нас».

Если политическая позиция Ватикана меняется - часть «хорошей» детской литературы становится «плохой» (поскольку перестает соответствовать текущей линии партии). Точно то же самое наблюдалось в Советском Союзе по мере смены партийного курса от позднего Ленина - к Сталину, а дальше от Сталина к Хрущеву и «оттепели».

Если мы вернемся в Россию, то обнаружим, что на уроках школьной литературы изучаемые произведения тоже оцениваются не столько по художественным достоинствам, сколько по той политической линии и пропагандистскому посылу, которая в них содержится или усматривается (независимо от того, имел ли это в виду автор). На уроках учат не понимать прекрасное, а следовать официальной политической идеологии.

Я не знаю, выпустил ли Ленин этого джинна из бутылки, или джинн уже давно гулял на свободе. Это в общем, и не так важно. Важно другое: подростковая художественная литература стала ареной совсем не детской политической борьбы - грязной и бесчестной.
Мы можем как угодно к этому относиться, но мы не должны делать вид, что этого нет.
Previous post Next post
Up