Что может быть плохого в наличии жены и ребенка у основателя религии? Романтическая история о некоем тайном обществе, оберегающем потомков Иисуса и Марии Магдалины, стала для публики еще одной доброй сказкой, которую можно рассказывать на Рождество.
Вряд ли можно было ожидать иной реакции от тех современных европейцев и американцев, для которых христианство воспринимается, как личная осознанная вера в гуманистическую миссию Христа.
Совсем по-другому реагируют «ортодоксы» - фундаменталисты, для которых вера фактически сводится к уже приведенному в начале лозунгу: «так сгорит всякая ересь, которая пойдет против Церкви». Какое отношение эта вера имеет к христианству и Христу, мне не понятно. Ни личность Христа, ни его учение для людей этой веры, похоже, не имеет ни малейшего значения. Они действуют исходя из интересов священной иерархии своей церковной общины, и верят, судя по всему, не в Бога, и не в Христа, а только в святость и непогрешимость этой иерархии.
В чашке темного стекла
Из-под импортного пива
Роза красная цвела
Гордо и неторопливо
Исторический роман
Сочинял я понемногу
Продираясь сквозь туман
От пролога к эпилогу
Каждый пишет, как он слышит
Каждый слышит, как он дышит
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить
Так природа захотела
Почему - не наше дело
Отчего - не нам судить.
(Булат Окуджава)
Пролог.
… Они требовали «прекратить кощунственные акции против христиан». Они несли иконы, кресты, транспаранты с надписью: «покупаешь билет - продаёшь Христа». Они возмущались тем, что происходит «развенчание Иисуса как Богочеловека и уравнение добра и зла». Со словами: «так сгорит всякая ересь, которая пойдет против Церкви», они сожгли рекламный плакат фильма…
Вокруг чего сыр-бор? Чем опять обижены фундаменталисты обеих «ортодоксальных» церквей - западной (католической) и восточной (православной)? А это вышел в прокат фильм по историческому роману Дэна Брауна «Код да Винчи».
Полностью понятно недовольство деятелей Ватикана: в книге Брауна в очень несимпатичном виде выставлена наиболее влиятельная политическая организация римской католической церкви - «Opus dei» (Божье дело). Защита доброго имени этой организации не имела судебной перспективы - неприглядные факты деятельности «Опус деи» слишком хорошо известны правоохранительным и судебным органам западных стран. Осталось обратиться к улице с лозунгом «не допустим богохульства!» - прием, которым Римская католическая церковь пользовалась начиная с IV века.
Понять всех остальных, кто участвует в «антибрауновской» кампании несколько сложнее. В чем они увидели богохульство? Чем книга и фильм Брауна могли оскорбить религиозные чувства нормального христианина? Попробуем вместе разобраться в этом.
Конечно, если считать любую новеллу, в которой история Иисуса представлена иначе, чем в канонической версии, то можно записать в святотатцы и богохульники всех литераторов, которые обращались к евангельским мотивам. Можно, например, счесть богохульным роман Булгакова «Мастер и Маргарита» или рассказ Дюрренматта «Пилат».
Не канонично? Значит - богохульство.
Но для вменяемых христиан такой подход не характерен.
Здесь я понимаю под вменяемыми христианами тех, кто не только носит крестик, но и читал хотя бы 4 канонических Евангелия. Такие люди знают, что даже эти источники содержат ряд разночтений - в частности, что 3 синоптических Евангелия очень сильно отличаются от Евангелия Иоанна, а Евангелие Луки существенно отличается от Евангелий двух других синоптиков.. Им понятно, что Евангелия - не документальные хроники, а тоже литературные произведения, пусть и достаточно древние. Вменяемый христианин может счесть богохульством произведение, в котором автор издевается над Иисусом но в книге Брауна ничего подобного нет.
А что вообще есть в книге Брауна?
I. Иисус и женщины в Евангелиях.
Новый Завет ничего не говорит о сексуальных отношениях Иисуса с женщинами. Нигде не сказано, что у Иисуса были женщины, но нигде не сказано, что их не было. Иисус нигде в Евангелиях не выглядит аскетом и не проповедует аскетизм. Он с некоторым юмором отзывается об аскетизме и запросто общается с людьми на темы секса - будь то отношения вокруг брака, вокруг случайных связей или вокруг проституции.
У Михаила Бурлешина в статье «Тайная жена Иисуса. Была ли ею Мария Магдалина?» приводится мнение специалиста по раннему христианству, профессора Геза Вермеша из Оксфордского университета: «Евангелия хранят полное молчание по поводу семейного положения Иисуса... Речь идет о необычной в древнееврейском мире ситуации, которая заслуживает специального исследования. Ведь из Евангелия известно, что многие ученики Иисуса, например, Петр, были женаты, и сам Иисус не восхваляет целибат (безбрачие). «Разве вы не читали, что Создатель с самого начала создал мужчину и женщину?.. Так пусть мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью», - объявляет он в главе XIX от Луки. Согласно древней еврейской традиции, брачный союз был обязательным для каждого мужчины. Более того, безбрачие осуждалось обществом. Один еврейский писатель конца I века даже приравнивает его к убийству. Особенно строго люди относились к «равви» - человеку, избравшему путь религиозного обучения, а именно им шел Христос. Еврейский закон самым категоричным образом указывал на это: «Неженатый человек не может претендовать на обучение других». Одним из доказательств версии, что Иисус был женат, является описание в Евангелии от Иоанна свадьбы в Кане Галилейской, на которой присутствовали Иисус и его мать. В это время Христос еще не проповедовал новую веру и не творил чудеса.
Как известно, в какой-то момент обнаружилось, что вино на свадьбе кончилось. И здесь неожиданно мать Иисуса берет на себя функции хозяйки: «И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них», и дает приказание слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте». Иисус выполняет желание матери и превращает воду в вино. Хотя, если они были лишь гостями на свадьбе, то не их забота следить за тем, как подается вино и еда. Вмешательство Иисуса становится легко объяснимым (и даже необходимым) только в одном случае: если речь идет о его собственной свадьбе. Такое толкование эпизода подтверждается словами «хозяина стола», обращенными к жениху: «...всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». И эти слова явно относятся к Иисусу, который на глазах у всех сотворил свое первое чудо. По Евангелию исследователи устанавливают и личность супруги Иисуса. Ею была Мария Магдалина, роль которой в жизни Христа выглядит умышленно затемненной. Как уже упоминалось, после Воскресения, Иисус впервые показался именно ей, что подчеркивает ее особое значение в жизни Христа. А у евангелистов Марка и Матфея Мария появляется под своим именем среди учеников Иисуса только в момент его распятия. У евангелиста Луки о ней упоминается значительно раньше. Встретившись с Иисусом в Галилее, Мария сопровождает его в Иудею. Но в те времена для незамужней женщины было просто немыслимо путешествовать одной по дорогам Палестины. Еще менее вероятным было присутствие ее в окружении равви. Следовательно, Мария Магдалина должна была быть замужем за одним из учеников или за самим Иисусом.
Подтверждение именно последнего предположения исследователи находят в гностических Евангелиях, написанных первыми христианами и не включенных в Новый Завет. Например, Евангелие от Филиппа свидетельствует, что ученики Иисуса весьма ревниво относились к тому, что только Марию Магдалину он целовал в губы. Петр особенно негодовал и даже сделался из-за этого ее непримиримым врагом. Именно особое отношение Христа к Марии Магдалине, о чем упоминается в гностических Евангелиях, и послужило причиной невключения этих книг в христианский канон. Привилегированное положение Марии подчеркивается и в произведениях первых христианских писателей, называвших ее «супругой Христовой».
II. Потомки Иисуса и Святой Грааль.
По роману Дэна Брауна, Мария Магдалина была не только женой Иисуса Христа, но и матерью его ребенка. С учетом времени и места действия, такое предположение гораздо более вероятно, чем обратное. Бездетные пары в I веке н.э. - большая редкость.
В центре романа - сюжет о потомках Иисуса, которые сыграли значительную роль в истории средневековой Европы, дав начало первой династии франкских королей - Меровингам. Эта линия крови Иисуса Христа отождествляется в романе со Святым Граалем - реликвией, известной по преданиям аббатства Гластонбери, по средневековым рыцарским романам о короле Артуре и рыцарях круглого стола, а также по легендам о последней твердыне альбигойцев - Монсегюре.
В упомянутой уже статье Михаила Бурлешина отмечается: «На юге Франции возникли и легенды о Граале, священной чаше, в которую была собрана кровь Христа, распятого на кресте. Чашу держала в своих руках Мария Магдалина. Не только на юге Франции, но и в России существовали легенды об особой роли этой женщины в жизни и смерти Христа, порой отраженные на иконах. В Тбилисском национальном музее хранится драгоценная византийская эмаль Распятия. Специалисты относят ее к Х-ХI векам. Существует версия, что это изображение является аналогом эмали, украшавшей Престол Константинопольский. Главное в ее сюжете - женская фигура с чашей, в которую сливается кровь Христа. По левую руку от распятия изображена женщина, одетая подобно женщине с чашей. Тем самым автор творения настойчиво наводит на мысль, что эта женщина изображена в разные моменты времени. Кто же та, которая собрала в чашу Грааля кровь Спасителя и унесла ее с Голгофы? Специалист по российской иконописи Н.Кандаков считает, что на тбилисской эмали Распятия Христа изображена Мария Магдалина».
Идея о том, что Грааль мог быть не в прямом смысле чашей с кровью Христа (как гласит классическая легенда), а аллегорией, обозначавшей потомков Иисуса, высказывалась и до Брауна. Эту идею пытались обосновать Майкл Бейгент, Ричард Лей и Генри Линкольн в книге «Священная загадка» или «Святой Грааль и святая кровь» (Michael Baigent, Richard Leigh, Henry Lincoln, «The Holy Blood and the Holy Grail», London, 1982).
Они пишут, в частности: «Все туристы знают, что Шартрский собор был посвящен «Нотр-Дам». Обычно его переводят как обращение к Марии, матери Иисуса, Деве Марии. Великий Парижский собор также посвящен «Нотр-Дам». Но в данном случае на юге Франции почитается Мария Магдалина, а вовсе не Богоматерь. Оказывается, большая часть храмов Парижа и его округа представляют собой святилища никого иного, как Марии Магдалины. Этот факт заинтересовал историков, когда им стало известно, что во многих из этих церквей есть статуя женщины с младенцем, которую обычно представляют как Марию с ребенком Иисусом. Однако возможно, во время возведения этих построек за явным христианским культом скрыт другой - еретический. Есть основание полагать, что Шартрский собор был тайно посвящен Марии Магдалине, предполагаемой супруге Христа».
Далее ими выдвигается гипотеза о том, что от потомков Иисуса и Марии Магдалины произошла первая династия франкских королей - Меровингов. В ее подтверждение авторы приводят некоторое количество легенд, происхождение которых я попробую объяснить без привлечения их исходного постулата.
III. Короли Франков и Христос
Первое историческое упоминание франков относится к 242 г. н.э., когда франкские племена вторглись в пределы Римской империи. Начиная с этого времени Рим постоянно соприкасается с франками, причем разные вожди франков выступают то союзниками, то противниками римских правителей как во внешних, так и во внутренних войнах.
В хрониках 2-й половины IV в. упоминаются пять вождей франков: Сильван, Хлодомар, Маркомир, Генобальд, Дагоберт и Сано (Суннон) сын Дагоберта. В начале V в. по некоторым данным у франков возникла первая королевская династия, начало которой положил Фарамонд, сын Маркомира. После него правили Хлодион (426 - 447), Меровей (447- 458), Хильдерик I (458 - 481) и Хлодвиг I (481-511). Затем королевство франков распалось на четыре части, управляемые потомками Хлодвига, носившими родовое имя Меровинги. Следует пояснить, что франкские короли до Хлодвига являются фигурами отчасти мифическими, их историчность под большим вопросом. Так, например, Меровей, давший свое имя династии - казалось бы, историческое лицо, союзник Аэция в сражении против гуннов Аттилы на Каталунских полях (451 год). Но в хронике Фредегара о Меровее сказано, что он был сыном жены Хлодиона от морского божества Нептуна (в оригинальной легенде, вероятно, фигурировал не Нептун, а сходное морское божество, почитавшееся у салических франков). В общем, такая путаница характерна для хроник средневековой Европы V - VII века, где боги, великаны, тролли, гномы и драконы действуют наряду с реальными людьми. Короли средневековой Европы имели привычку вести свой род непосредственно от богов (точно также, как за 1500 лет до этого вели свой род от богов цари ахейцев и данайцев).
После того, как Хлодвиг I из политических соображений принял католицизм, Иисус Христос естественным образом занял в мифологии франков место бога-прародителя королевского рода и покровителя племени. Таким образом, Меровей, как основатель династии, просто обязан был происходить непосредственно от Иисуса Христа. Морской бог - мифический отец Меровея, стал аллегорической рыбой, символом Христа.
Рыба была древнейшим символов христиан, греческое слова Ichthys (рыба) читалось как акроним Iesous CHristos Theou HYios Soter, «Иисус Христос, Бог Сын, Спаситель».
Есть и еще один миф на эту тему: франки - это колено Вениамина, которое «давным-давно» переселилось в Аркадию (Галлию). Поэтому, когда Иисус был казнен, его жена (Мария Магдалина) вместе с маленьким сыном (будущим королем) бежала в Галлию, к родичам. Наверное, можно найти и другие мифы, так или иначе обосновывающих роль нового бога и прародителя в эпической истории франков. В следующем поколении дружины Меровингов уже шли в бой с кличем «слава Христу, покровителю франков».
Во времена Карла Мартелла (первая половина VIII в.), когда начали составляться хроники франкских королей, этот миф о происхождении уже сформировался и оброс подробностями, в которых аллегории двух мифов (языческого и христианского) смешалась с реальными историческими событиями.
Меровинги остались в истории под прозвищем «ленивые короли», поскольку начиная с середины VII века за них фактически правили наследственные мажордомы, которые через сто лет низложили последних Меровингов и основали новую династию - Каролингов.
Со временем персоны «ленивых королей» обросли легендами, а убитый в 679 году король Дагоберт II, был даже канонизирован XI веке. Как водится, начали неведомо откуда появляться сомнительные родословные, и таким образом, от последних Меровингов до сих пор происходит несколько аристократических семей Европы. Их родство с «ленивыми королями» не менее спорно, чем и родство Меровея с Иисусом, а салических франков IV века - с коленом Вениаминовым, вышедшим из Египта вместе с Моисеем.
IV. Культ женщины-матери и христианство.
Как я уже упоминал, Бейгент, Лей и Линкольн приводят в подтверждение своей гипотезы значительное распространение во Франции культа Notre Dam. На мой взгляд, этот красивый культ имеет довольно косвенное отношение к гипотезе о Марии Магдалине и сыне Иисуса.
Культы матери и младенца древнее христианства, как минимум, на 3000 лет. Первым исторически известным из них является египетский культ матери-Исиды и младенца Гора. Эта религия была широко распространена и в Римской империи в эпоху первых христиан. Можно уверенно говорить, что простонародное христианство практически сразу стало смешиваться с языческими религиями, почитавшими мать и ее младенца. В более поздние времена ситуация доходила до абсурда: давно почитавшиеся изображения Девы Марии с младенцем Иисусом оказывались изображениями Исиды и Гора. Похожие случаи были с изображениями других языческих богинь. В Европе известны т.н. «Черные мадонны» (Virgen Negra, Vierge Noires, Black Virgins, Black Madonnas, The Other Mary).
Саймон Кокс в книге «Взламывая код да Винчи. Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна», пишет: «Черная Мадонна - религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, - Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в “Коде да Винчи” прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии - 19, в Италии - 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сарагоссе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится “Подземная Богородица”, в польском городе Ченстохове - “Матка Боска Ченстоховска”. Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней. Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам… Эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини - он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идейская мать или Великая мать богов) - всех их в то или иное время изображали с черными ликами. Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды».
Можно предположить, что «Черная мадонна» - это синкретическое божество, почитание которого сформировалось стихийно, в ходе многовекового взаимодействия христианства и природных религий. Какой из женских образов Евангелия ассоциировался с Черной мадонной, был это образ девы Марии, образ Марии Магдалины или оба образа - теперь уже вряд ли кто-то сможет определить.
V. Образ Иисуса и богохульство.
Богохульство - это понятие не религиозное, а культурологическое. Оно связано с представлениями общества о почтительном и оскорбительном.
Для иудео-христианина из раннехристианской общины идея почитания любой женщины наряду с Богом была бы богохульной. Для эллино-христианина того же периода почитание девы Марии наряду с Богом было естественным - оно соответствовало культурным представлениям эллина. Это видно и из Евангелий: у эллина Луки деве Марии посвящена пространная новелла, отсутствующая у двух синоптиков - иудеев (Марка и Матфея). Для современного католика почитание девы Марии - норма, и он не сочтет такое почитание неправильным, даже если узнает о его сходстве с культом какой-либо языческой богини-матери.
При этом для современного католика будет богохульством утверждение, что у Иисуса была жена и дети. Для мормона такое утверждение - норма. Скорее всего, он добавит, что у Иисуса было несколько жен.
Апостол мормонов Орсон Хайд писал: «Я заметил, что некоторые восточные газеты представляют меня как злого богохульника, потому что на нашей последней конференции в своей лекции о браке я сказал, что Иисус Христос женился в Кане Галилейской, что Мария, Марта и другие женщины были его женами, и что он зачал детей».
Мормоны, аналогично франкам времен Хлодвига, непосредственно связывают свою эпическую историю с библейской историей одного из колен Израиля. На мой взгляд, если бы франку V века предложили на выбор концепцию, принятую у католиков (о Христе, не знавшем женщин) и концепцию, изложенную апостолами мормонов, то франк выбрал бы вторую из них. Безбрачие с его точки зрения было допустимо для книжника или монаха, но не для героя и не для бога. Роль Христа, как бога-предводителя, несомненно, требовала проявления не только качеств лидера, но и качеств мужчины. Вождь, у которого нет жен и детей, с точки зрения франкского воина - ходячий абсурд. Думаю, что у проповедника, который сказал бы франкам о безбрачии Христа, было бы мало шансов уйти с проповеди своими ногами. Эти суровые парни вступились бы за поруганную мужскую честь Иисуса, ровно так же, как вступились бы за честь Фарамонда или Меровея.
VI. Кому принадлежит христианство
Мировые продажи книги Дэна Брауна «Код да Винчи» за три года составляют 40 миллионов экземпляров. Во многих кинотеатрах - аншлаг. Это - факт, а факты - упрямая вещь. Что бы там не говорили противники этого произведения, «Код да Винчи» востребован современным обществом.
Значительная часть тиражей продана на территории США, где христиане различных конфессий (в т.ч. католики и протестанты) составляют большинство населения. Они продемонстрировали отношение к книге надежнее, чем это сделал бы любой социологический опрос: они ее купили. Вряд ли такое было бы возможным, если бы они сочли сюжет богохульством. Скорее, наоборот, рассказ о жене и ребенке Иисуса был воспринят, как что-то исторически, быть может, и сомнительное, но по-человечески очень родное и трогательное. Действительно, что может быть плохого в наличии жены и ребенка у основателя религии? Романтическая история о некоем тайном обществе, оберегающем потомков Иисуса и Марии Магдалины, стала для публики еще одной доброй сказкой, которую можно рассказывать на Рождество.
Вряд ли можно было ожидать иной реакции от тех современных европейцев и американцев, для которых христианство воспринимается, как личная осознанная вера в гуманистическую миссию Христа.
Совсем по-другому реагируют «ортодоксы» - фундаменталисты, для которых вера фактически сводится к уже приведенному в начале лозунгу: «так сгорит всякая ересь, которая пойдет против Церкви». Какое отношение эта вера имеет к христианству и Христу, мне не понятно. Ни личность Христа, ни его учение для людей этой веры, похоже, не имеет ни малейшего значения. Они действуют исходя из интересов священной иерархии своей церковной общины, и верят, судя по всему, не в Бога, и не в Христа, а только в святость и непогрешимость этой иерархии.
Можно спорить о художественных достоинствах книги Дэна Брауна и фильма, но эти произведения безусловно сыграли роль лакмусовой бумажки. Реакция на них четко разделила современных христиан и фундаменталистов - «ортодоксов», исповедующих непогрешимость своих церковных вождей. Оказалось, что настоящих современных христиан - десятки миллионов, а фундаменталистов - в сто, а может быть и в тысячу раз меньше. Церковные власти Ватикана и православных патриархий пытаются представить протесты незначительного числа своих почитателей, как реакцию христианского мира так, будто христианство - это их собственность. Как будто «христианство» - это товарный знак и они - его собственники, как будто подобное учение вообще принадлежать кучке людей, к тому же - самозванцев.
Гуманистическое наследие таких людей, как Иисус Христос, Будда Гаутама или Лао Цзы не принадлежит никому и, в то же время, принадлежит всем. Всему человечеству.
У католической церкви и у православных церквей был шанс реализовать идеалы христианского учения на практике. Более тысячелетия эти церкви безраздельно господствовали в духовной жизни Европы. И чего они добились? Предали друг друга анафеме, перессорили между собой все народы континента, сожгли заживо несколько десятков тысяч человек, развязали несколько бессмысленных войн за «чистоту веры» и затормозили прогресс на несколько веков. Настоящее гуманистическое христианство, свойственное цивилизованным народам, возродилось лишь когда «ортодоксальные» церкви были отстранены от власти, а «миряне» получили возможность самостоятельно интерпретировать Евангелие и исторические христианские источники.
На мой взгляд, любой цивилизованный христианин имеет гораздо больше прав говорить от имени христианства, чем римский папа или какой-нибудь из восточных патриархов.
Эпилог.
Читаю перепечатку из «Reuters» от 14 апреля 2006. «Представитель Ватикана осудил "Код да Винчи" и "Евангелие от Иуды". Представитель Ватикана в пятницу, 14 апреля, выступил против "Кода да Винчи", назвав книгу и снятый по ней фильм лишь еще одним примером предательства по отношению к Иисусу Христу через использование "псевдоисторического искусства". "Никто не сможет остановить волну догадок, которая резко возрастет после выхода известного фильма", - сказал отец Раньеро Канталамесса в своей проповеди в присутствии папы римского Бенедикта XVI. Он также осудил так называемое "Евангелие от Иуды", выдержки из которого были обнародованы недавно, и которое представляет собой альтернативный взгляд на традиционное христианское учение».
Можно по-человечески понять недовольство Римской католической церкви романом Брауна (из-за ситуации вокруг «Opus dei»), но недовольство публикацией «Евангелия Иуды» уже не в какие ворота не лезет. Ведь речь идет о христианском трактате II века, где приведены слова Иисуса Христа, записанные задолго до появления католицизма. Во II веке то «традиционное христианское учение», о котором говорит представитель Ватикана, вообще не существовало - его в общих чертах придумали лишь в 325 году, на Никейском Соборе, а его канонические книги утвердили еще позже, в конце IV века.
Не знаю, как должны называться церкви, которые подвергают цензуре слова Христа, но из элементарной логики следует, что называть такие церкви «христианскими» было бы неправильно. Да, впрочем, они и сами себя так уже не называют. Одни из них зовутся католическими, другие - православными…
Христианство - это все-таки учение Христа, а не учение римского папы или московского патриарха, и записано оно скорее в Евангелиях и ранних логиях Иисуса, а не в решениях «Вселенских соборов» и не в катехизисах. Все великие мыслители прошлого обращались не к толкователям, а непосредственно к человеку, к слушателю, к читателю. Видимо, и слова Иисуса обращены к каждому верующему непосредственно. К каждому, а не к толпе, управляемой иерархами. И, видимо, настоящим христианином является не «винтик», который видит себя лишь частью толпы фундаменталистов, а человек, который пришел к собственному пониманию Евангелия.
«Вот, тебе рассказано все. Подними свои глаза, и ты увидишь облако и свет, который в нём, и звёзды, окружающие его, и звезду путеводную. Это твоя звезда». (Евангелие Иуды)