Вопрос о расовых различиях - один из самых болезненных в науке. Особенно после страшных событий XX века. Но цель науки - поиск истины. Научные исследования нельзя запрещать, а их результаты скрывать в угоду толерантности, догмам академической науки или боязни ложной интерпретации. И поэтому всё это изучается, но на публику выносится редко и дозировано. Николас Уэйд в книге "Неудобное наследство. Гены, расы и история человечества" рассказывает о том, что между человеческими популяциями существуют эволюционные различия. При этом книга - попытка рассмотреть наше биологическое разнообразие с однозначно нерасистской точки зрения. Выход книги сопровождался мощными спорами на Западе. Да, она действительно дискуссионная, и вопросы, которые поднимает книга достаточно тонкие. Но раса не только социальный конструкт, она имеет биологическую основу. А множество современных статей по генетике подтверждают то, что "человеческая эволюция происходила недавно, была обширной и региональной". Уэйд - не единственный, кто занимается изучением рас. В России многие эти вопросы поднимаются в работах Станислава Дробышевского.
Вот что
пишет о книге Михаил Визель, шеф-редактор Годлитературы.ру: "Если бы эта книга вышла не в пользующемся безупречной репутацией издательстве АНФ, а в одной из тех компаний, называть которые не хочется, ее можно было бы счесть расистской, экстремистской и навешать бог весть еще каких кричащих ярлыков. Потому что американский автор, известный научный журналист и писатель, ступает на очень тонкий лед.... Известно, что жившие изолированно чукчи и индейцы лишены определённого фермента, расщепляющего алкоголь, и поэтому очень легко спиваются - это научный факт, подтверждённый, увы, горьким опытом; известно также, что афроамериканцы наделены от своих африканских предков острым чувством ритма, которое у европейцев встречается (опять-таки, увы) не так уж часто. Высказывания типа «все евреи умные» или «все французы галантны» менее привечаются, но всё-таки считаются допустимыми; а вот высказывания «все NN - жадные» или «все XYZ - тупые» категорически неприемлемы. Что понятно, но не научно. Где проходит та грань, которая отделят социальное от биологического? Это действительно неудобные вопросы - и, похоже, мы до них доросли".
Книга переведена Анной Олефир, научный редактор Мария Медникова (Maria Mednikova), д-р ист. наук, кандидат биол. наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН.