В
предыдущей статье мы описали недостатки существующей системы авторского и патентного права в Мире. Пришли к выводу о крайней её неэффективности, необходимости проделывать двойную (тройную/десятерную) работу по разработкам и исследованиям... А так же сформулировали свойства идеальной системы. "Дано:" - определено! К решению, товарищи!
Итак, Дано:
- Требуется предоставить максимально широкий доступ ко всем результатам исследований и разработок во всех областях науки и техники
- Требуется обеспечить учёным и разработчикам достойное и соразмерное умственным и материальным затратам вознаграждение.
Требуется: Создать идеальный вариант замены авторского и патентного права
Мы уже обговаривали, что наши рассуждения применимы для всех областей творческой деятельности от исследователя до разработчика, и от учёного до музыканта и художника. Далее под Учёным следует понимать любого представителя творческой профессии.
Решение:
- Составим модель нынешней системы поощрения когнитария за изобретение: изобретатель проделал определённую мыслительную работу (10 лет упорного труда); в результате этой работы был получен некий Результат (разработано лекарство от старости); далее Результат тем или иным образом Комерциализируется (строится завод по производству данного лекарства); Как бы ни был нужен Результат людям - по определению спрос на него ограничен (в нашем случае - спрос ограничен численностью человечества); Ограничены мощности предприятий; создаётся ситуация, что чем дольше Результат будет засекречен или иным другим способом ограничен доступ к нему других производителей, тем большее вознаграждение получит Когнитарий.
- Таким образом, приведённые два свойства идеальной системы вступают в противоречие друг с другом: Чем меньше мы защищаем изобретение, тем меньше денег сможет получить с него автор, ибо за общедоступное изобретение платить не будет никто. И в другую сторону: чем больше мы обеспечиваем вознаграждение когнитария, тем менее общедоступным становится открытие.
- Для решения нашей задачи требуется раскрыть данное противоречие. Раскрытие противоречий - задача непростая, выходящая за круг бытовых задач. Значит и нам нужно выйти за рамки нашей бытовой упрощённой логики, достроив или перестроив нашу систему. Самый простой способ выйти за границы системы - найти исключения из предложенной выше схемы.
- Какие мы знаем исключения?
- Нобелевская премия - способна компенсировать сполна мыслительный труд
- Джон Маклеод и Фредерик Бантинг в 1923 году завершили разработку промышленного способа получения инсулина. Руководствуясь необходимостью разработанного ими лекарства, учёные продали патент на инсулин Торонтскому университету за символический один доллар. Промышленное коммерческое производство инсулинов было начато в том же 1923 году. Сколько жизней удалось спасти за счёт этого альтруистического поступка? Их труд был награждён Нобелевской премией в том же году.
- Константин Эдуардович Циолковский - всю свою жизнь посвятил науке и стал отцом космонавтики. Он трудился не покладая рук, не надеясь на материальную отдачу. Его альтруизм сполна вознаграждён всемирным признанием и уважением.
- И.Ф. Земмельвейс - открыл миру причины родовой горячки, причины смерти до 50% рожениц в некоторых клиниках. Всю свою жизнь пытался доказать справедливость своего открытия, но признание получил только после смерти. По сути подготовив почву для открытия асептики и микробиологии.
- В Советском Союзе патентное право, как способ получения прибыли с открытия, отсутствовало вплоть до 1 июля 1991 года. Вместо патента выдавалось А́вторское свиде́тельство - документ, удостоверяющий авторское право на изобретение. В отличие от патента, авторское свидетельство не сохраняет за автором исключительное право на использование изобретения. Понятие было введено в «Положении об изобретениях» от 30 июля 1919 года.
На основе приведённых выше исключений можно сформулировать следующие выводы:
Во-первых, когнитариат следует признать ключевым классом 21-го века, который обществу (стране, союзу стран или Миру) следует финансировать, невзирая на любые отсрочки возврата вложенных средств и так называемую экономическую эффективность.
Во-вторых, изобретения, разработки, произведения искусства... становятся достоянием породившей их общественности (страны, союза или Мира) с момента появления.
В-третьих, следует установить многочисленные премии за самые выдающиеся разработки в каждой области науки.
В-четвёртых, систему воспитания должна формировать высокие идеалы: честность, ответственность, любовь к ближнему, коллективизм...
Таким образом, получается система, в которой разработки финансируются обществом, общество получает все права на изобретение сразу после получения Результата, Результат поощряется дополнительной единовременной премией сообразно важности решённой задачи. Предложенная система представляется мне не только жизнеспособной, но и лишённой недостатков существующего патентного права, изложенных ранее. Однако и здеесь имеется небольшая червоточина: как определить направление развития науки, техники и искусства? Как избежать скатывания в Мем "английские учёные", и получения прорвы дорогих бесполезных открытий?
Ответ на этот вопрос тоже сложен, но дерзну предложить вариант к обсуждению:
Если определять не результат, который следует получить, а спектр вызовов человечеству, ответы на которые НЕОБХОДИМЫ для выживания Человечества, то определение достойных и недостойных направлений исследований, на мой взгляд, отпадёт.
Сейчас скажу вообще крамолу, но, в общем-то, что нам нужно в глобальном масштабе, кроме выживания Человечества? - Это первоочередная задача, всё остальное вторично, третично и т.д.
Например:
- Решение продовольственного вопроса в рамках Человечества - это прямой ответ на Вызов, соответственно наибольший приоритет исследований, наград и преференций.
- Решение вопроса повышающего эффективность исследований первого приоритета - следующая ступень престижности.
- Решение задач повышения эффективности труда и улучшение качества жизни - третий приоритет исследований.
Спектр вызовов Человечеству следует составлять на ежегодном съезде выдающихся учёных по всем областям науки. На нём же представлять Результаты исследований и определять их соответствие предложенным вызовам.