LEGO! Вред или польза?

Dec 10, 2015 14:31

Всем проявившим заинтересованность в вопросе огромное спасибо, ваши комментарии помогли мне глубже разобраться в вопросе, остальные позиции сводятся либо к троллингу разной степени толстости, либо к комбинациям вышеперечисленных позиций.

Для более глубокого изучения вопроса нам потребуется разобраться в нескольких напрямую не связанных с Робототехникой областях.

Начнём с Логики.

[Краткое описание дедукции и индукции, их отличий и сложностей]

Деду́кция (лат. deductio - выведение) - метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Противоположно индукции.

Пример простейшего дедуктивного умозаключения:

Все люди смертны. +  Сократ - человек. →  Следовательно, Сократ смертен.

Индукция (лат. inducere - влечь за собой, установить, наведение) - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.[1]

Объективным основанием индуктивного умозаключения является всеобщая связь явлений в природе.

Различают полную индукцию - метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию - наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве. Также для доказательств используется метод математической индукции, который позволяет осуществить полную индукцию для бесконечного счётного множества объектов.

…индуктивные заключения легко ведут к ошибкам, из которых самые обычные проистекают от множественности причин и от смешения временного порядка с причинным. В индуктивном исследовании мы всегда имеем дело со следствиями, к которым должно подыскать причины; находка их называется объяснением явления, но известное следствие может быть вызвано целым рядом различных причин; талантливость индуктивного исследователя в том и заключается, что он постепенно из множества логических возможностей выбирает лишь ту, которая реально возможна. Для человеческого ограниченного познания, конечно, различные причины могут произвести одно и то же явление; но полное адекватное познание в этом явлении умеет усмотреть признаки, указывающие на происхождение его лишь от одной возможной причины. Временное чередование явлений служит всегда указанием на возможную причинную связь, но не всякое чередование явлений, хотя бы и правильно повторяющееся, непременно должно быть понято как причинная связь. Весьма часто мы заключаем post hoc - ergo propter hoc[после этого, значит по причине этого], таким путём возникли все суеверия, но здесь же и правильное указание для индуктивного вывода.

По материалам Википедии.
Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, переход от частного к общему гораздо сложнее, во-вторых, понимание этого перехода сложнее, в-третьих, недопонимание индуктивного перехода ведёт к мифологизации, упомянутой мной в первой статье.

Обратим внимание, что процесс восприятия материала в  методиках обучения, основанных на обсуждаемых конструкторах именно индуктивен.

Теперь давайте обратимся к психологии, а именно, к психологии познания.

[Индукция сложнее Дедукции]

Дедукция, являясь одним из методов (приемов) научного познания, тесно связана с индукцией. Это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. В связи с этим В.П. Кохановский считает, что в основе великих открытий, прогрессивных скачков научной мысли лежит индукция - раскованный, но истинно творческий метод.

Строгость дедуктивного рассуждения не дает воображению впадать в заблуждения, она позволяет после установления с помощ­­ью индукции новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и остановить не в меру разыгравшуюся фантазию.


Соколков Е.А. «Психология познания: методология и методика познания», стр. 92

Таким образом, применение конструкторов Лего MindStorms и подобных им идёт вразрез с психологией познания.

Теперь обратимся к заветам Педагогики лучшего мирового образца - советской педагогике, основанной на системе Ушинского К.Д. подробнее здесь.

Итак, принципы дидактики:

[Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения. Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.]
Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения. Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.

Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.

Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.

Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.

Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.

Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.

Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания - это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.

отсюда: http://www.rae.ru/monographs/73-2713

Внимательное прочтение сути принципов показывает, что обучение на базе конструкторов LEGO MindStorms ведёт к нарушению четырёх из восьми принципов дидактики:
·       Принцип научности (вместо него у детей формируется мифологизированное представление о причинах работы деталей конструктора),
·       Принцип доступности (детям 10 лет ещё не известно про двигатели, датчики, контроллеры, логику и многое другое),
·       Принцип систематичности и последовательности (даже если ребёнок начнёт копать вглубь - в причины работы конструктора, вряд ли полученные знания будут соответствовать критерию систематичности)
·       Принцип связи теории с практикой (практически достигнутый результат редко подкреплён достаточным набором знаний)
Причём надо понимать, что эти принципы являются обязательными для продуктивного обучения.
И что же мы имеем? Конструкторы Lego MindStorms - это индуктивный путь познания, психологи считают индуктивный метод познания гораздо более сложным и опасным, педагогика, в свою очередь, говорит нам, что данная методика обучения нарушает дидактические принципы.  Так чем же тогда эти конструкторы хороши? Чем они так нравятся современным родителям? Чем завоевали мировую популярность? Об этом в следующей статье.

Потребитель внутри, Робототехника, Образование 2.0, РВС, Мысли о разном

Previous post Next post
Up