Мои любимые клоуны

Jul 14, 2012 15:47







Несколько тропинок к любимым произведениям и к интересным людям на днях совершенно неожиданно сошлись в одной точке и привели к открытию, которым стал неизвестный мне доселе спектакль Малого театра...

На первой тропинке устало и грустно улыбается Леонид Енгибаров. Даже не знаю, откуда она взялась, любовь к этому человеку, ведь «клоун с осенью в сердце» умер, когда я была еще совсем маленькой, на телеэкране его репризы мелькали не часто, а книги с рассказами и вовсе не выходили долгие годы. Это сейчас много отличных сайтов с богатой коллекцией документов, фотографий и видеозаписей (http://engibarov.ru/, http://www.leonidengibarov.ru/index.htm, http://engibarov.ucoz.ru/), а раньше приходилось всё по крупинкам собирать, так что до сих пор помню и радость от пойманной у букинистов книги Р. Славского, и осознание того, что одно из самых любимых стихотворений Высоцкого было посвящено именно Енгибарову...

image Click to view


В этом "клипе" - и Высоцкий со своим посвящением, и полный вариант стихотворения, который читает Всеволод Абдулов, и новеллы самого Енгибарова (новеллы, герои которых - человек, подстригающий фонтаны, матадор, который не умел убивать, яблоня - балерина в белоснежной пачке... и, конечно, клоуны, жонглеры и другие жители "планеты Цирк")... Енгибаров действительно "выгребал горстями" горе, боль и тоску зрителей, абсолютно не щадя себя... «Он сердцем пел, и сердце разорвалось» - сказанные о Высоцком, эти строки в полной мере относятся к к нему…

image Click to view



На второй тропинке, начавшейся во второй половине 80-х годов - "Мой любимый клоун", фильм с Олегом Меньшиковым в главной роли. Я лишь один раз тогда увидела этот фильм, не запомнила ни других актеров, ни диалогов, но саму ситуацию, глаза героя и усыновленного им мальчишки, забыть не могла.





На ТВ фильм в последующие годы фактически не показывали, детали из памяти потихоньку исчезали, и тропинка начала зарастать...

Третья оказалась литературной. Подаренный к Новому Году Другом сборник прозы Василия Ливанова я "проглотила" мгновенно, в поезде Ростов - Нижний Новгород. Конечно, узнала знакомые мотивы (да и раньше слышала, что у "моего" фильма есть литературная основа, однако особенного рвения в поисках не проявляла), а зацепилась - совсем за другое. Не за историю с усыновлением, а за ту "роскошь человеческого общения", о которой писал горячо любимый "Шерлок Холмс". За настоящее, а не показное товарищество, за немногословность и близкие мне мысли и чувства...

А на четвертой тропинке был Виталий Соломин, со всем его обаянием, Соломин, оставшийся для меня, при множестве сыгранных им изумительных ролей, крапивинским Олегом Московкиным ( говорила уже об этом, повторяться не буду).

И вот когда на днях я решила всё же найти запомнившийся фильм, начались переплетения тропинок.

Во-первых, заметила вступительные слова Василия Ливанова - "эта повесть навеяна годами дружеского общения с гениальным клоуном Леонидом Енгибаровым".

Во-вторых, всерьез разочаровалась найденной кинолентой. Оказалось, что НИЧЕГО "моего" в фильме от книги не осталось ("право писать сценарий я уступил Никите Михалкову и Александру Адабашьяну", ага...). Был добавлен "производственный конфликт" с клоуном "старой формации", зато исчез "проходной" (но очень яркий) образ "царя Леонида", пропал ряд диалогов главного героя с его другом-напарником Романом... Сохранилась драка клоунов с пошловатым и подловатым силовым гимнастом, но "ушли" сопутствующие слова ДимДимыча... И полностью за кадром осталось многое из того, что было связано с естественным (но таким непонятным сегодня многим) отказом героев от важных заграничных гастролей. Конечно, хороши были Роман (Владимир Ильин) и ДимДимыч (Олег Стриженов) в фильме, но как же могли они сыграть вот эту сцену:




Ночью, после ухода Синицына, Роман не сомкнул глаз. Под утро - Алиса еще спала - тихонько вышел из дому и поехал к Димдимычу. Димдимыч ничуть не удивился его раннему появлению и, когда Ромашка все свои сомнения выложил, торжественно заключил:
- Камень ты мне с души снял, Роман. Спасибо, что приехал ко мне первому.
Потом Димдимыч потребовал у жены свой парадный пиджак с боевыми орденами и медалями и повез Ромашку в Управление госцирков. Там произошел неприятный разговор. Смысл его заключался в том, что артист Роман Самоновский - безответственный гражданин, который хочет сорвать зарубежные гастроли советского цирка.
И тут...
- Я Димдимыча таким никогда не видел. Вот тебе и говорящая статуя! Я даже перепугался, честное слово. И, по-моему, все там малость струхнули.
Димдимыч иссиня побледнел, рубанул кулачищем по начальническому столу так, что подпрыгнули все, какие там были, телефоны, и страшным голосом, каким, наверное, командовал: «Эскадрон, шашки к бою!» - закричал, что не позволит извращать честный поступок советского артиста Романа Самоновского.
- Любой ценой хотите галочку поставить?! - атаковал Димдимыч. - А того не понимаете, что топчете дружбу двух наших артистов, ломаете их партнерство, нужнее для советского цирка, для наших зрителей. - А потом Димдимыч опустился на стул и тихо сказал: - Если бы не святая дружба мужская, никаких этих гастролей бы сейчас не было, и цирка нашего не было, и нас с вами, товарищи дорогие... Это понимать надо...."

В общем, настроение резко испортилось - но тут я узнала, что повесть-то была написана Ливановым для его друга, Виталия Соломина. И что еще в 1983-м был поставлен Соломиным спектакль в Малом театре... И что в том же 1986-м году, когда на экраны вышел фильм, была записана телеверсия спектакля - правда, не с Виктором Павловым, который первым сыграл Романа, а с Александром Клюквиным.

Когда же запись нашлась... вот тут меня по-настоящему проняло. Плохое качество, театральные условности - всё ушло на задний план. А остались - бережно сохраненный в монологах текст, бОльшее соответствие героя своему возрасту ("две троечки"), и вообще, именно тот, ливановский, Сергей Синицын... Нет, Меньшиков был хорош, но... Не могу объяснить, да и не права, вероятно, с точки зрения кинокритиков и специалистов, но вот соломинская это роль. Соломинская! И точка.

Оба фильма, кстати, можно найти вот здесь - http://www.videochief.ru/?tag=%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BD
Ну и на разных других ресурсах, естественно.



Не знаю, являются ли строки, звучащие за кадром в конце спектакля, ливановскими или нет, не нашла ничего в сети, но, наверное, это и неважно. Послесловие действительно получается хорошим.

Смех затих и ребячий крик.
Завтра зрители будут новые...
Клоун снял шутовской парик,
Снял ботинки полуметровые.
Уж такая его стезя...
Смех порою дороже хлеба.
И без клоунов нам нельзя,
Как нельзя без цветов и неба.
Так поклонимся низко им -
И обычным, и титулованным,
Старым, средним и молодым -
Нашим самым любимым клоунам.

кино, литература, люди

Previous post Next post
Up