Это уже что-то общее: авторы исследуют города и потом издают свои лабораторные журналы в виде книг. Я читаю мало, раскачиваюсь долго, думаю, то или это, и в итоге беру какую-нибудь классику. Тем обиднее.
Читаю, но брошу "Описание города" хорошего писателя Данилова. Как и Левкин, он описывает город. Но выбрал он не столицу, а провинциальный российский городок, это цель, задача - проникнуть в незнакомую среду, понять и описать ее. Это может звучать увлекательно, но лишь потому, что сформулировано одним предложением. Исследование превращается в утомительный квест, который автор дополнительно утяжеляет эвфемизмами - называть по имени ничего нельзя. Вот так: Изучение местной прессы. Одна газета называется “<Прилагательное, образованное названием описываемого города> рабочий”, другая - “<Прилагательное, образованное названием описываемого города> коммунист”.
В режиме реального времени: он приезжает в город из Москвы, селится в одной гостинице, в другой, день гуляет, ночь спит, смотрит телевизор, потом опять ходит, куда-то едет, все решения принимает сразу, на ходу. Описывает хорошо, но эти удачные отрывки тонут в тяжелой бесцельной (я прочитал четверть, может, потом все поменяется) ходьбе. "Это лучшая гостиница в описываемом городе. Кстати, лучшая гостиница украинского областного центра, именем которого названа лучшая гостиница описываемого города, названа именем описываемого города," - вот зачем? И этого много. Такое ощущение, что автор скрывает цель этих нагромождений, и когда-нибудь все станет понятно, но у меня не хватает терпения. Зачем?
Читаю и вспоминаю, как мучился левкинскими "окислившимися тушками", у книг много общего. Интереснее, чем читать их, понять, как два умных писателя пришли к одной мысли - описать город в виде свободных ассоциаций. Я почему-то думаю, что это желание открывать. В наше время, когда каждый мало-мальски интересный город описан в путеводителе, документирован в высоком разрешение в гугл-мепс, когда везде один и тот же фаст-фуд, икеа и h&m, хочется сделать город своим, абстрагироваться от ранее написанного и сказанного, побыть первооткрывателем-солипсистом. Увидеть там свое, а, значит, настоящее. Но записывать и издавать? Не понимаю.