Пресса выступила, что дальше

Feb 25, 2013 01:33

Пост по следам хорошей статьи CNews о том, во что регионам обходится подключение к СМЭВ. Тема знакома до боли и до изнеможения, но раньше регионы изнемогали по большей части кулуарно. Рейтинги отстающих не располагали к откровенности.

По оценкам, приведенным в статье, стоимость публикации «Ростелекомом» одной услуги на Портале госуслуг составляет 350-550 тыс. руб. Можно прикинуть плановый бюджет проекта в масштабах страны и заодно понять почему на Портале госуслуг хуже представлены влиятельные и бюджетные регионы, типа Москвы или Татарстана.

Позиция «Ростелекома», приведенная в статье: мы не просто публикуем ссылки на услуги на ЕПГУ, а «проводим полный цикл реализации государственных услуг в электронном виде». Результаты реализации за 2012 г. можно посмотреть на сайте Минэкономразвития или, например, в этом журнале по тегу деревня Потемкино.

Но позиция «Ростелекома» уже не так важна. Важнее не забыть, насколько неэффективна оказалась чрезмерная концентрация политических и бюджетных ресурсов в одних руках и возможно ли в наших условиях, чтобы частно-государственное партнерство не свелось к конструкции «расходы государственные, доходы частные». Стимулы монополиста к созидательной деятельности оказываются слишком слабыми и проигрывают стремлению к экспансии, это даже не его вина, а почти рациональная позиция, обусловленная маленьким горизонтом планирования. При этом даже инстинкты самосохранения не работают, монополист теряет чувство реальности и сам сдает позиции. Министр Никифоров, как я, не обобщает, но тоже говорит про « Пример того, как бизнес-план отдельной компании стал серьезной проблемой для всех регионов страны».

В итоге многое унаследованное и даже более-менее рабочее, типа пресловутой гос. электропочты «Ростелекома», видимо, пойдет в корзину. Что там почта... Николай  Никифоров в Twitter: « К середине 2013 г. должна заработать новая версия Единого портала гос.услуг... » и « Новая версия Единого портала гос.услуг, в т.ч. позволит решить проблему публикации региональных услуг...».

Если в отношении СМЭВ и, шире, «межведа», сомнений в неработоспособности унаследованной конструкции ни у кого и не было, то тот же Портал мог оставаться в обойме. Он станет жертвой неправильной оценки единым оператором ситуации - не той ее части, что не может долго Минкомсвязи не контролировать подведомственную ему инфраструктуру - она как раз была правильной. Неверным оказался прогноз последствий.

Но это, повторюсь, сегодня интересно только как урок. В статье Cnews, с которой мы начали, есть еще один важный тезис, что если Портал госуслуг остается единой точкой входа для получателей услуг, сами услуги могут предоставляться где угодно - на официальных сайтах и региональных порталах. Это правильно, но этого недостаточно: Портал госуслуг должен быть единой точкой учета всех транзакций по услугам, включая историю взаимодействия пользователя с органами, предоставляющими услуги.

Такой подход, понятно, требует развернутой стандартизации - от относительно простых вещей, типа этапов предоставления услуг и требований к ним, до интерфейсных решений, электронных интерактивных форм, веб-сервисов, структуры личных кабинетов и кучи другого. Сложно? Сложно. Но альтернатива сложной стандартизации - монополизация. Насколько она проще, спросите в регионах.

Прогнозы условно оптимистичные. Нынешняя команда Минкомсвязи, которая довольно долго - не только по своей вине - ориентировалась на местности, сегодня более склонна к стандартизации, чем к унификации - во всяком случае, в части СМЭВ и Портала госуслуг и интенсивно в этом направлении работает. Но поскольку стимулы по-прежнему такие противоречивые, от долгосрочных прогнозов я воздержусь.

Июльская ссылка по теме: Нужен ли e-Government монополист?

Минкомсвязи, СМЭВ, электронное правительство, Портал госуслуг, деревня Потемкино, госуслуги, межвед, стандарты, Ростелеком

Previous post Next post
Up