"Дорога Жизни" сегодня - это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург - Морье.
И комплекс 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги.
И самая страшная и великая дорога в истории Ленинграда.
Сегодня мы проедем по ней.
Мемориальный комплекс "Цветок жизни" установлен на 3 км.
Установлен в 1968 году. Состоит из памятника и восьми стел со словами из известного блокадного дневника Тани Савичевой.
Комплекс расположен по левой стороне от дороги, поэтому имеет смысл оставить его на обратный путь.
Дорога Жизни во время Великой Отечественной Войны - единственная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград с "большой" землей, дорога, ставшая для многих тысяч ленинградцев надеждой на жизнь.
Ленинград был взят в блокаду 8 сентября 1941 года. После этого единственным путем для снабжения города стало Ладожское озеро. Путем, правда, далеко не простым. Ладога давно была известна своими сложными навигационными течениями. Однако уже в сентябре началась навигация по озеру. Грузы доставлялись сначала в Волхов по железной дороге, затем на автотранспорте переправлялись в Новую Ладогу. И уже оттуда - по Ладожскому озеру к маяку Осиновец. Уже 12 сентября таким образом в Ленинград прибыли 2 баржи.
Мемориальный комплекс "Румболовское гора" - 10 км Дороги Жизни. Фактически располжен еще во Всеволожске.
Так же расположен на левой стороне при движении из города, но напротив есть стоянка.
С наступлением холодов было принято решение навести дорогу по установившемуся льду. Эта дорога получали название Ледовой Дороги Жизни. 20 ноября в Кобону отправился первый конный обоз из 350 саней. А уже 22 ноября (в тот год зима была очень суровой и к концу ноября установился достаточно крепкий лед) в Кобону отправилась колонна из 60 грузовых машин - легендарных "полуторок". Именно "полуторка" стала для многих тысяч вывезенных ленинградцев символом Дороги Жизни.
Легендарная "полуторка". Памятник установлен совсем недавно - в январе 2012 года.
На этих машинах, под обстрелами, часто по трещинам во льду, эвакуировали жителей блокадного города. Рассказывают, что водители, которые между рейсами практически не отдыхали (среди них, кстати, были и девушки), вешали в кабине чайник, наполненный гайками и разными железками, чтобы из перекатывающийся звон не давал уснуть.
Монумент "Катюша" на 17 км Дороги Жизни у деревни Корнево. Посвящен самому известному артиллерийскому орудию Великой Отечественной.
Благодаря ледовому пути через Ладогу уже к декабрю в Ленинграде удалось немного поднять нормы выдачи хлеба. Рабочим на 100 грамм, детям на 75 грамм (с 20 ноября по 25 декабря нормы выдачи хлеба были минимальны и составляли для рабочих 250 грамм, для служащих и детей 125 грамм хлеба в день).
Мемориальный комплекс "Разорваное Кольцо". 40 км. На берегу Ладожского озера. Практически от этого места начинался ледовый путь.
В первую блокадную, самую суровую, зиму ледовая Дорога Жизни проработала 152 дня, до 24 апреля. За это время из города было эвакуировано более 550 тысяч жителей города и более 35 тысяч раненных.
Памятник-паровоз. Установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро в 1974 году.
Вторая навигация началась 23 мая 1942 года, летом были проложен трубопровод по дну озера и кабель, через который шла электроэнергия, по которому в Ленинград шла электроэнергия с Волховской ГЭС.
Ледовая Дорога Жизни вновь стала действовать с 19 декабря 1942 года по 30 марта 1943 года.
18 января 1943 года блокада была прорвала, по южному побережью Ладоги была проложена железная дорога, но Ледовая переправа продолжала действовать вплоть до окончания блокады 27 января 1944 года.
Вечная память...