Монастырь в горах

Feb 20, 2012 10:59

На часах 14 дня,а на улице под 40 градусов жары. Ереван дрожит в солнечном мареве.
Мы запрыгиваем в старенькую Ниву, которая, к счастью, стояла в гараже и не успела толком нагреться. Мы взяли ее напрокат у владельца чистеньком автомастерской, которому уже за 80, но он управляет своим заведением такой же твердой рукой, как и раньше. Его сын, вытирая руки промасленной тряпкой, заверил, что с машиной все в порядке. И улыбнулся в усы так, что ему нельзя было не поверить.
Мы рванули на север в Санаин в Алаверди. Почему из всех возможных достопримечательностей Армении именно туда? Я, пожалуй, не смогу ответить на этот вопрос. Но чем-то притягивал меня этот монастырь еще здесь, в сыром Питере.
Казалось бы, всего 150 км от Еревана и мы на месте. Но дорога через горы это всегда дорога через горы. Даже если это вполне приличная дорога. Серпантины вверх-вниз, головокружительные спуски и объезд свежего оползня по самому краешку обрыва...Но дорога перестает быть хорошей, если портится погода. Если портится стопроцентно и внезапно.

Чистое и яркое еще секунду назад небо вмиг теряет краски и превращается просто в черное. Дождь даже не льет, он просто стоит стеной. Ветер гудит в ущелье, и, кажется, вот-вот сами камни подымутся в сумасшедший пляс.
Навигатор сошел с ума, он то теряет, то находит спутники, то показывает неведомые дороги.А остановиться просто страшно на краю пропасти.. Вдруг - маленькое ответвление, узкая дорога налево, вглубь горы. Сворачиваем, потому что уже все равно куда, главное подальше от этого жуткого края. Двести метров вперед внутри ущелья и машина вылетает на площадку размером с половину футбольного поля, окруженного горами. В центре - темные очертания монастыря за нескончаемыми потоками воды. Что это? Я не помню, чтобы в путеводителе было хоть слово о монастыре в этих местах. Впереди - приоткрытые ворота, они совсем недалеко. Но тут начинается самое страшное. Оглушительно грохочет гром, многократно отражаясь от окружающих гор. В ту же секунду сверкает молния. Одна, вторая, третья... Грохот, новый шквал воды... Мы бежим от ворот к спасительной устойчивости древних темных стен. Секунда, вторая, третья... Снова грохот, усиленных десятикратно. Где-то произошел обвал. Тяжелая деревянная дверь, кажется, лишь гасит звуки наших ударов. Дверь внезапно открывается. На пороге стоит монах весь в черном. На полсекунды его почти черные глаза встречаются с моими. Без слов он пропускает нас внутрь. Здесь, за толстыми каменными стенами, звуки бури почти не слышны. Здесь неярко горит керасиновая лампа. Здесь широкая скамья в низкой комнате, куда нас приводит монах. Все так же без слов он предлагает воду и лаваш с сыром. Здесь тепло. Монах неторопливо уходит, оставляя нас в тишине. 
За небольшим окном бушует буря, там молнии, там непрекращающийся ливень, там страшно. 
Думая о монахе, о его неторопливости и основательности, понимаю, что если у тебя  есть даже не вера, а уверенность, то тебе ничего не страшно.
Уверенность в чем угодно, в Боге, в себе, в нем, в ней, в деле, которым занимаешься, в пути, который выбрал.
И эта уверенность идет не от головы, это не математическая величина, которую можно просчитать. Она идет из сердца, она безотчетна и безвариативна. Она либо есть, либо ее нет.
И если в тебе есть эта уверенность, то тебе ничто не страшно.

думаю, творчество

Previous post Next post
Up