Sep 12, 2009 00:11
Люди, как известно, живут в определённых стратах, и те, что из разных страт, часто ходят рядом и не заговаривают, не видят, не проявляют любопытства, отделённые друг от друга прозрачными стенками своих собственных защитных воздушных шаров.
У меня есть коллега по имени Дидье Ашвар. Он электронщик, никогда ни над чем мы вместе не работали; здоровались, когда встречались в кампусе во дворе, да и только. Я по его фамилии считала, что он из северной Африки, слегка удивлялась французскому имени и виду, хоть и явно с примесью востока, но не североафриканскому.
А сейчас так получилось, что нам нужно вместе организовать новую программу - подготовку инженеров без отрыва от производства - обучение ребят, которые три дня в неделю работают, а два учатся.
Когда начинаешь вместе что-то делать, то и кофе пьёшь - из моей отличной кофеварки, и слово цепляется за слово, и идёшь завтракать и выпиваешь вина по случаю знакомства.
Дидье оказался иранцем. Французское имя у него, потому что одна из прабабок была француженкой. Прадед, её муж, торговал с Россией через Каспийское море, а отец Дидье всю жизнь проработал торговым представителем в Эр Франсе.
Семья абсолютно нерелигиозная, но формально быть атеистом в Иране нельзя, и поэтому родители считаются католиками. Отец и в самом деле из католической семьи, а мать по происхождению еврейка. Раз в год они ходят в церковь - на Рождество - так что кюре может подтвердить, что в церкви они бывают, если вдруг власти начнут проверять.
БОльшая часть друзей родителей - из мусульман, тоже, в основном, абсолютно неверующие.
Дидье подростком захотел уехать учиться в Европу - в Иране на любом факультете изучают ещё и коран, математика и коран, физика и коран, - ну, математика и научный коммунизм, физика и научный коммунизм... А Дидье сильно не хотелось изучать коран. Когда ему исполнилось 15 лет, отец повёз его во Францию на разведку, и как раз в это время началась война с Ираком, Тегеран стали бомбить. Отец принял мгновенное решение, оставил Дидье с детьми друзей, иранскими студентами в Монпелье, а сам вернулся домой.
Сестра Дидье через некоторое время тоже уехала, закончила аспирантуру в Калифорнии и сейчас живёт в Бельгии.
Родители остались и уезжать из Ирана не хотят ни под каким видом - хотят жить в своей стране - там друзья, там их жизнь.
Дидье не был в Иране не разу с тех пор, как перебрался во Францию - не хочет, неинтересно, унизительно. Родители и тамошние друзья приезжают к нему в Париж.
Этим летом он возил своего одиннадцатилетнего сына, который живёт в Монпелье с бывшей женой, но проводит у него два викенда в месяц, в Америку на большой родственный съезд - большая часть тёток-дядек-кузенов-кузин живёт в Штатах, и сын был поражён, что на свете столько Ашваров - ведь во Франции их только двое - фамилия, оказывается, выдуманная, прадед-купец, торговавший через Каспий её сочинил - она означает выходец из какой-то определённой области - из какой, я, конечно, забыла.
люди,
дневник,
истории