Поездка в Англию 2

Jan 21, 2009 17:33

Поездка в Англию 1

В Стаффорд мы приехали в январской тьме, и хоть по карте получалось, что наша гостиница в двух шагах от вокзала, решили отправиться в неё на такси - перед вокзалом простиралась необъятная площадь, и было очень лень искать дорогу в темноте. Таксист рассмеялся, сказал, что тут пять минут пешком, что он нам сейчас всё покажет, но почему-то не высадил, а повёз. И ехали мы явно больше пяти минут - впрочем, не по вредности таксиста, а исключительно потому, что гостиница в пешеходной зоне, в которую один только въезд.

Стаффорд - маленький респектабельный городок - центр его можно обойти минут за пятнадцать - классический центр английского небедного буржуазного городишки - чистенькие уютные улицы, площадь, с которой не убрали ещё ёлку, красный кирпич, отреставрированные деревянные рёбра старых домов.

В гостинице всюду уголки, коврики, диванчики. Главное слово и в городке, и в гостинице несомненно - cozy. И то, чего лет 15 назад и представить было нельзя - в номере душ - не ванна с двумя кранами без смесителя - из одного кипяток, из другого лёд - а настоящий нормальный душ. И ещё - батарея с краником, а не загадочный отопительный прибор, к которому приделан прожорливый ящик со щелью для монет - бросай монеты, как поленья в огонь, только чаще.

В гостиницу за нами зашёл стаффордский ответственный за международную программу, он уже приезжал в Париж и радовал меня северным произношением на у - лув, индукшн. В обществе трёх девиц, или трёх тётенек, смотря как глядеть, он расцвёл, раскокетничался и повёл нас ужинать в дом с высоченными воротами, в котором была когда-то станция почтовых карет, по слухам останавливался в нём Диккенс, а сейчас, понятно, ресторан. Ещё одна приятнейшая новость - англичане перестали вываривать овощи до состояния половой тряпки.

Впрочем, когда мы вежливо похвалили еду, питьё и декорации, Джон напустил загадочный вид и сказал - "то ли ещё завтра будет".

Утром мы с полчаса побегали по улицам в тумане, через который пыталось пробиться солнце, а потом Джон заехал за нами и отвёз в кампус. Надо сказать, что страшные стаффордширские собаки нам не попались, а вот пудели и левретки в пальтишках - да.

Старый центр оказался окружён вовсе не мерзкой промышленностью, а вполне приличными склеившимися друг с другом по-английски домиками, потом поля, отдельные деревья, кампус. Всё очень близко.

Ну в университете - как в университете - я всегда дома. Сразу погружаешься в уютное ощущение не работы, а игры. Мы общались, трепались, смеялись. Фотографировали, чтоб всё нашим студентам в лучшем виде предъявить. Нас кормили ланчем - не как в романах Лоджа - совершенно съедобным в столовой для сотрудников, потупив глаза объяснили, что студенты на такой ланч, конечно, не могут рассчитывать - мы честно сказали, что и в Париже не могут.

Я с нежностью зашла большую комнату, в которой на полу валялись огромные подушки, а на них студенты. Увы, во Франции такой радости я не видела. Правда вчера the_bliu_rabbit сказал мне, что в лаборатории в Гренобле у них был чудесный диван - к сожалению он стоял рядом с кофейной машиной, и только ляжешь поспать, как кто-нибудь гнусный явится кофе пить. Когда я работала в Америке в University of Rhode Island я имела обыкновение в середине дня проскальзывать в такую комнату с подушками на полу и спать с наслаждением. Было это очень удобно. Куда приятней, чем запираться на 15 минут в предбаннике сортира и спать на голом полу, - это я делала уже во Франции, когда работала инженером в фирме. А сейчас я уже сова, вполне привыкшая работать жаворонком, и днём не сплю.

Принимали нас, как дорогих гостей - и хоть и понятно, что дорогие мы - клиенты, и заплатим за наших студентов, и стаффордскому универу будет хорошо в нынешние кризисные времена, и нам, но всё равно было это очень приятно.

Вечером был гвоздь программы - Джон и декан факультета информатики Майк с чудесной фамилией Гудвин (великий и ужасный) повезли нас ужинать. Мимо зелёных полей и отдельных деревьев. Ресторан стоял на лужайке в полном одиночестве. Английский manor, уж не знаю, какого века и стиля. Тюдоры? Прямо скажем, мне не приходило в голову, что я когда-нибудь по какому-нибудь поводу попаду в подобное место. Декорация к английскому детективу, когда сначала рождественский ужин, а потом уже убийство, и про ужин читать интересней всего. На верхних этажах гостиничные комнаты, внизу огромный зал. В одной его части столы, а в другой - камин горящий, кресла, ковры. Садишься у огня, тебе приносят выпить, сидишь-болтаешь, потом меню. А когда всё уже готово, приглашают за стол.

Китч в чистом виде - со всей кучей старой утвари у очага, с закопчёным чайником. И конечно, кроме нас были там старушки с буклями... Представление "Старая Англия" - и они на него слетаются. Но китч не вредный, не раздражающий.

А на следующий день мы поехали домой - мимо зелёных полей, вдоль речки, на которой баржи пришвартованы, и лебеди плавают, мимо чёрноголовых овец, и глядя на этих английских овец, в голове вертелось - если б не Сильвия Плат увидела ли я бы, что овцы похожи на бабушек в очках и чепцах?

The sheep know where they are,
Browsing in their dirty wool-clouds,
Gray as the weather.
The black slots of their pupils take me in.
It is like being mailed into space,
A thin, silly message.
They stand about in grandmotherly disguise,
All wig curls and yellow teeth
And hard, marbly baas.

А потом французские северные поля, самая ровная гладкая часть Франции - ни гор, ни холмов - распаханные поля с живой тёмной землёй - и группы деревьев на горизонте.