(no subject)

Apr 08, 2018 22:51

«Обидно - сказал Бегемот - что у меня сузились музыкальные вкусы, вот раньше я от Листа получал удовольствие...».

«Да нет, не только очень важную музыку хочется слушать, бывает, что хочется слушать просто красивую, ну, там например «Интродукции и рондо-капричиозо»» - ответила я.

А потом подумала, что, наверно, из-за большей абстрактности музыки и в самом деле реже нужно «среднее звено».

В живописи (фигуративной) или в литературе предметность выявляет дополнительные связи - личные ассоциации, личную память. В музыке ассоциативность возникает, вроде бы, только на неё саму, услышанную в определённых обстоятельствах - Пастернаковское «Годами когда-нибудь в зале концертной...»

Из-за дополнительных связей читаешь средние книжки собственных современников...

Или вот я очень люблю «Начало весны» Юона, там где забор, закат за голыми ещё деревьями и в стёклах террасы закат, ёлки, яблочно-зелёное небо. Это раньше, чем мы приезжали на дачу. На дачу мы ехали в конце мая, уже были на деревьях листья и цвела сирень. Но часто на первое мая, на один день, ездили за город с родителями. А позже - на байдарке по Оредежи пару раз на первое мая плавали.

Я эту Юоновскую картину помню не совсем такой, какая она на самом деле, пририсовываю какие-то несуществующие детали, заглядываю за угол деревянной террасы, у забора иногда вижу лужу, и ней тоже закат.

...
И первомайская медуница под первомайским снежком, и первый дачный ужин - сосиски и отчаянно пахнущий свежий огурец, и рыжие высоченные берега Оредежи, и пена на чёрной воде.

«Мне Брамса сыграют, - я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,...»

Но только, мне кажется, музыка так работает только уже слышанная при определённых обстоятельствах, а живопись, если фигуративная, и если значащий пейзаж, может быть и незнакомая.

живопись, бумканье, музыка

Previous post Next post
Up