В преддверии дня почитания Святителя Петра (6 сентября) в минувшее воскресенье мне удалось побывать на экскурсии в монастыре, основанном Петром Митрополитом Киевским и Всея Руси на высоком лесистом берегу реки Неглинной 700 лет назад. Давно нет уже того высокого холма, Неглинная как узник спрятана от глаз, а обитель жива и поныне - разрушенная и разрушающаяся, но не сломленная.
Интереснейшую экскурсию нам провел руководитель информационной службы монастыря послушник Богдан. Слушать его было одно удовольствие.
Какой бы долгой не была бы наша прогулка по монастырю и его храмам в сопровождении нашего экскурсовода, вместить всю 700-летнюю историю монастыря в несколько часов просто не реально. Но самое основное и значительное для обители послушник Богдан рассказал нам, ну а мы поведаем и вам.
Версий возникновения Высоко-Петровского монастыря несколько. Но в качестве основной, мы возьмем ту, по которой датой начала монастырской жизни считается 1315 год, когда Святитель Петр, Митрополит Киевский и всея Руси, основал на этом месте деревянный храм во имя Петра и Павла.
Основанный в начале XIV веке, облик монастыря начинает формироваться лишь в XVI-XVIII веках. Это в основном связано с большим количеством вражеских нашествий, разорявших и сжигавших деревянную Москву.
Первый каменный храм в монастыре заложен был по велению Великого князя Василия III на месте прежней деревянной Петропавловской церкви в 1514 году и освящен уже в честь Святителя Митрополита Петра. Внешний облик нового храма, предложенный Алевизом Фрязеным, оказался очень необычным для храмовых построек того времени. Отойдя от привычной кубической или прямоугольный формы основного объема храма, архитектор выстраивает бесстолпный однокупольный храм с основанием из восьми полукружий - 4 больших и 4 меньших по диаметру. Такое решение оказалось очень символичным. Все дело в том, что каждый квартет полукружий образует собой крест, а в итоге мы имеем два пересекающихся креста, символизирующих Путеводную Вифлеемскую звезду.
Убранство скромного по размерам Петровского храма чрезвычайно красиво, но увы ново. Древний деревянный резной иконостас был безвозвратно утерян после 1940-х годов. Новый иконостас, а если быть точной, его центральная часть сразу же приковывает взгляд к себе. Несколько лет назад во время вечерней службы в храм ударила молния. Пройдя сквозь купол и крест иконостаса, она скрылась в лике Иоанна Крестителя, сильно опалив нимб святого. Только чудом из присутствующих никто не пострадал.
Из Петровской церкви мы перешли в собор Боголюбской иконы Божией Матери, построенный в 1684 году по приказу юного царя Петра I на месте деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С петровской эпохой, связано процветание Высоко-Петровского монастыря. Точнее этому процветанию положили начало еще предки Петра I, бояре Нарышкины. Дед будущего царя владел усадьбой рядом с монастырем, которую передал своему зятю царю Алексею Михайловичу, а тот в свою очередь передал ее в дар монастырю, увеличив его территорию таким образом практически вдвое.
Двумя годами ранее начала строительства Боголюбского храма, произошел Первый стрелецкий бунт, в котором зверско были убиты дяди маленького Петра I. Их тела были захоронены на территории монастыря. Когда в 1689 году в результате Второго стрелецкого бунта Петр I стал единоличным законным правителем, в Высоко-Петровском монастыре начались масштабные строительные работы. Был завершен и Боголюбский храм (в него были перенесены останки убиенных Ивана и Афанасия Нарышкиных, а в последствии храм стал местом погребения и остальных представителей этого рода), в память о спасении во времена Второго бунта в Троице-Сергиевой лавре, выстраивается храм в честь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой, появляются Святые врата с надвратной Покровской церковью (престол перенесен из прежней Покровской церкви, разобранной для строительства Боголюбской) и 2-х ярусной колокольней, а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора.
Сказать, что мы прямо таки оказались в Боголюбском храме нельзя. Все дело в том, что большая часть его объема закрыта на реставрацию. Мы оказались в небольшой пристройке, на выбеленных стенах и потолках которой расчищены небольшие фрагменты фресок, а в самом помещении располагается пока церковная лавка.
Серьезный ущерб монастырю был причинен Великой Отечественной войной 1812 года, года в его стенах остановилась французская армия во главе с маршалом Мортье. Просто сказать, что храмы были разграблены и осквернены, это значит ничего не сказать. В иконостас Боголюбского собора были вбиты крюки для разделки туш домашнего скота, надгробия бояр Нарышкиных уничтожены. Мортье совершал судебные мероприятия с единственным приговором над москвичами, обвиняемых в поджогах. Все обвиняемые приговаривались к расстрелу, приговор приводился в исполнение за стенами монастыря, а тела захоранивались возле Святых врат. Сейчас на месте братской могилы установлен скромный памятный крест.
Ну а мы вслед за нашим экскурсоводом переходим в надвратный Покровский храм.
Крошечный, квадратный в плане храм разместился в одном из ярусов колокольни - между Святыми вратами и ярусами звонницы. Кроме того, от глаз обычных прихожан она скрыта, являясь домовых храмом Игумена монастыря и соединенная с его домом отдельным переходом.
Уникальность Покровской церкви заключается в ее убранстве, а точнее в иконостасе и иконах. Они полностью выполнены в изразцовой технике. Кстати, техники, в которых оформлены внутренние убранства храмов Высоко-Петровского монастыря, нас еще удивят и обратят на себя внимания. Иконы, образа, фигурки, конечно, особым изяществом не блещут, но не лишены очарования, простоты и наивности.
В церкви есть есть еще одна уникальность - изразцовое распятие. Уникальность его заключается во многом. Во-первых, мастер изобразил распятого Спасителя живым, и как бы воспаряющим к небесам. Во-вторых, не имея точных лекал и не зная размера, изразцовый крест повторил в точности размеры реального креста, на котором был распят Иисус. Ну а в-третьих, после обжига все детали вопреки особенностям этого процесса подошли друг к другу просто идеально. Вот где настоящие то чудеса.
По потайной винтовой лестнице мы поднялись на колокольню. А здесь рассказывать то собственно нечего, здесь смотреть надо.
Спустившись вниз, вслед за послушником Богданом мы направились в храм в честь преподобного Сергия Радонежского.
Большой светлый трапезный храм, как я уже говорила, построен в период "большого" строительства в монастыре, по примеру аналогичного храма в Троице-Сергиевой Лавре. Но в отличие от "оригинала", в этом братия никогда не трапезничала. Строительству этого храма предшествовало чудесное спасение 17-летнего Петра I в стенах Лавры и в знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского был увенчан знаком царской короны.
В Сергиевском храме хранится главная святыня монастыря - оборотная икона Святителя Петра с частицей мощей. На обратной стороне иконы изображен собственно сам Высоко-Петровский монастырь, расположенный у подножия Московского Кремля. В храме хранятся мощи Преподобных Отцов Киево-Печерских, Крест с частицей Креста Господня, Дивеевский ковчег.
Из большого светлого Сергиевского храма, мы перешли в часовню Казанской Божией Матери, устроенной в южном пролете Святых врат в начале XX века. Часовня крошечная и очень аккуратная, с потрясающей настенной росписью.
С посещением этой часовеньки наша экскурсия с Послушником Богданом подошла к концу. Но на территории монастыря, остались еще два храма, которые нам совместно не удалось посетить. Первая - Петропавловская церковь, построена в середине XVIII века в юго-западном углу монастыря, практически вплотную к палатам. Сейчас в храме полным ходом идет реставрация. Еще пару лет назад можно было наблюдать зияющую дыру в куполе храма, полученную в результате падения стрелы башенного храма. Сейчас уже видно, что купол поновлен, но реставрационных работ еще не початый край.
А вторая это церковь Толгской иконы Божией Матери. Там шла служба, и мешать верующим мы не стали. Зато мы смогли посетить ее немного позже, но уже без экскурсионного сопровождения.
Помните, я говорила вам о различных техниках, используемых при обустройстве внутреннего убранства храма? Так вот, фрески в храме выполнены достаточно нетрадиционным способом - они нанесены как бы капельно или точечно, превращая всю роспись в очень изящную мозаику. Хотя наш экскурсовод предупредил, что нашей группе разрешено проводить съемку в храмах, я не сделала здесь ни одной фотографии. Думаю, для тех кто здесь еще не был, будет интереснее самим увидеть роспись своими глазами.
По окончании этой интереснейшей экскурсии, каждый из нас еще на какое то время остался в монастыре. Кто-то повторно заходил в храмы, кто-то в умиротворенной тишине сидя на лавочке заряжался энергетикой и духом древнего монастыря.
Хочу выразить огромную признательность сообществу
mosblog, лично
rijaya_koshka и послушнику монастыря Богдану за организацию такой интересной экскурсии.