29 мая в старинном особняке Салтыковых-Чертковых стартует выставка посвященная 150-летию самой загадочной и фантазийной повести Льюса Кэрролла "Алиса в стране чудес". И хотя выставка стартует только сегодня, московские блогеры были приглашены на ее "пред"открытие 28 мая.
"Если тебя приглашают, то значит тебя хотят здесь видеть". Логично, ведь. Мы тоже так думали, а вот организаторы были другого мнения. Мы же обычные мамы, с обычными детьми, а не "звездатые звезды", окруженные прессой ведущих российских ТВ, которых я даже не смогла идентифицировать и не детки, приезжающие на дорогих авто с гувернантками, поэтому не стесняясь нас, нам решили уделить "ну минут 30". В итоге минут было конечно не 30, а чуть больше и вот, что мы там увидели за это время.
Для наглядности попробую провести параллель между тем, что предлагалось посетителям на
сайте и что было в реальности.
"С первых шагов возникает ощущение, что это не просто дом, это самый настоящий ЧУДЕСАТЫЙ ОСОБНЯК - особняк то может и чудесатый, но только вовсе не благодаря выставке, а в силу своих архитектурных и исторических особенностей. Кстати, на официальном сайте (где приведена коротенечкая справочка из истории особняка) и во многочисленных предвкушающих восторг от посещения статьях, можно сквозь строки прочесть, что выставка вторична, первично посещение уникального особняка, в который попасть кроме как в эти три месяца возможности больше не будет. А значит фиг с ними с детьми, Льюисом Кэрроллом с его Алисой, знатоки и настоящие ценители валом должны повалить...
Увы, но "начинка" в качестве завлекалочки на интерьерные и экстерьерные прелести старинного особняка подобрана крайне неудачно и не продумано.
Вот организаторам явно что-то помешало...
Старинные залы с прекрасной лепниной, но в достаточно плачевном состоянии, обставленным скудным набором элементов, которые должны были по замыслу организаторов, оживить эпизоды книги и создать фантазийные миры для детей и взрослых. Вообще девизами выставки должны были стать "легкость, фантазия, игра ума..." и чего-то там еще. Честно, ни моя фантазия не оживилась, ни ум не заиграл, и чудесатостей никаких не произошло. Хотя я лукавлю. Они конечно же были... с появлением прессы в том или ином зале появлялись живые фигуры, исчезающие в неизвестном направлении с переходом прессы в другой зал.
Возбуждению нашей фантазии не способствовали ни сад Алисы с дорожкой уходящей в никуда, оформленный фотографиями детей в стиле повести, ни чайная с белыми кроликами, которые сидели в клетках, ни огромный трон со скелетом Бармоглота (что это он, а не динозавр я узнала только в интернете) в тронном зале Красной и Белой Королев с прекраснейшим камином по эскизам М.Врубеля...
По скольку мероприятие же детское (а вы наверное про это уже забыли), для детей была устроена полянка Алисы с надувным батутом-замком, деревянной железной дорогой, мега кубики типа лего, двумя гамаками, странной игрой, а в качестве зеркального лабиринта была представлена трехметровая зеркальная труба и зона для рисования. А вот обещанных аниматоров не было и по противоречивым словам организаторов и не будет. Ах, да забыла сказать, вход на полянку по отдельной таксе.
Еще был огромный "гамак-батут" или как его анонсировали организаторы - воздушная библиотека в прекрасной, некогда настоящей деревянной библиотеке, которую собственно и посетил Л. Кэрролл в своем единственном путешествии по России. Среди ее посетителей некогда были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, К.Э. Циолковский, и именно собрание книг этой библиотеки стали основой Исторической библиотеки. Но на наши глаза попался только десяток книг повести разных современных изданий, раскаиданных в разных уголках зала.
Был и домик Белого Кролика, в котором потом появилась Синяя Гусеница. Но не курящая кальян, как в оригинале, а вполне себе современная, следящая за своим здоровьем и крутящая на разных частях своего "длинного" тельца хулахупы.
Единственное, что понравилось лично мне, это большой калейдоскоп и готический зал. Первый впечатлил меня не столько своими размирами (это типа самый большой в Европе), сколько тем, что это просто КАЛЕЙДОСКОП. Эту причудливую игрушку я люблю с детства, их у меня было много, а теперь несколько штук есть и у сына. Хотя его размеры добавили игрушке плюсов - причудливые узоры можно было запечатлеть :)
Готический зал шикарен сам по себе, а с "привезенными" из часовни деревни Дарсбери графства Чешир витражами, где в семье приходского аббата и родился будующий писатель, стал еще бесподобен. Собственно во всей выставке организаторам как законченная единая экспозиция удался только этот единственный зал. Целостную картину добавляла проекция «100 историй» по иллюстрациям к «Алисе в стране чудес» Сэра Джона Тенниела, которые признаны в наше время каноническими. Как я застыла перед витражами, мой ребенок застыл перед иллюстрациями. Любованию даже не помешал какой то там светящийся домик с цветами-лампочками внутри, который я зафоткала ради галочки.
А еще была куча мест, которые нам даже не показали и не рассказали про них. И не особо надо, мы сами что-то нашли и что-то посмотрели. Но я вот лично так и не увидела и не узнала как устроен старинный фотоаппарат, не посмотрела отреставрированные фрагменты немого кино «Алиса в стране чудес» под сопровождение робота-тапера, и не сфотографировалась в большой книге.
Но мы нашли чудную мавританскую комнату с великолепной резьбой по дереву на стенах и потолке. Это второй зал, который был оформлен по тематике. Всего лишь на одной его стене были представлены фотографии вполне реальной Алисы, для которой и по чьей просьбе на свет появилась повесть. Часть фотографий сделана, кстати, самим автором. Противоположная фотографиям стена должна была быть "декорирована" восседающей на грибе гусеницей. Кальяны были, а вот гриба с гусеницей не было (читай выше - она за здоровый образ жизни).
Гостям в тот вечер был рад только Чеширский кот, который приветливо улыбался на огромном зеркале мраморной лестницы, спроектированной Ф. Шехтелем.
В общем ощущения от вчерашнего похода, язык не поворачивается назвать его культпоходом, очень странные. Выставка (от слова выставлять), как объект культыры несущий что-то в массы оказалась обсолютно провальной. А вот иллюзия организаторам удалась - иллюзия самой выставки, так ярко представленной на официальном сайте. Все действо, помещенное в пространство старинного особняка было похоже на фотосалон, фотостудию с конкретными декорациями. А вот Алисы в этой "стране чудес" вовсе не оказалось.
P.S. часто мероприятия проходят посреди недели и мне приходиться забирать ребенка раньше из садика, и вот когда это происходит, сын уже знает, что мама придумала какой-то сюрприз и мы куда-то идем. Так вот, после посещения этого мероприятия, уже в метро мой пятилетний ребенок мне сказал: "мама, давай вот больше таких сюрпризов не будет, мне не понравилось".