В этом году в Москву снова вернулись выставки, которые в прошлом году прошли с достаточными аншлагами не только у нас, но и во всем мире. И на этот раз нам удалось на них побывать. Первая, посвященная одной из самых известных трагедий в мире - крушению круизного лайнера «Титаник», а вторая, одна из самых нашумевших, а некоторые даже бы сказали одна из самых скандальных, выставок последнего десятилетия - «Тайны тела».
Но обо всем мы расскажем по порядку и даже отдельными постами.
Итак «Титаник».
Поднявшись по «чудо-трапу» на борт импровизированного корабля, пассажирам, т.е. нам были предложены посадочные билеты, на обратной стороне, которых были указаны имена реальных пассажиров, их принадлежность к классу и цель их путешествия. Очень оригинально, не правда ли? Но если бы не одно «но». В конце экскурсии, посетителям предлагалось найти себя, а точнее имя пассажира, в списках… выживших или трагично погибших. Так как нас подобный квест никаким боком не привлекал, и мы совсем не сочли его забавным, на корабль мы проникли «зайцами».
В небольших, но многочисленных залах, в скорбном полумраке выставки умело рассказано не только о единственном и печальном круизе «Титаника», но и о том, как создавался корабль, который должен быть стать непотопляемым, о его владельцах и строителях, о членах команды и о его пассажирах.
Залы выставки не просто пестрят артефактами (кстати среди экспонатов нет ни одного предмета поднятого со дна океана), а собраны тематически. Путешествие в историю начинается с залов, которые посвящены компании Уайт Стар Лайн, команде инженеров, проектировщиков, мистеру Исмею и Томасу Эндрюзу, капитану Смиту и команде.
Вот например, очки семьи Исмей. Того самого Джозефа Брюса Исмей, чье тщеславие и погоня за престижем, послужили одной из причин трагедии.
"В 1907 году Исмей встретился с Лордом Пирри на верфи Harland and Wolff, чтобы обсудить ответ «Уайт Стар» на «Лузитанию» и «Мавританию», которые были творением их конкурента Cunard Line. Исмей хотел, чтобы его корабли были не только быстрыми, но и имели огромную мощность и беспрецедентную роскошь в истории океанских лайнеров. Последняя особенность служила привлечением для богатых и преуспевающих людей. Для размещения роскошных апартаментов и салонов, Исмей приказал уменьшить количество спасательных шлюпок с 48 до 16."
А это уже орудия труда, при помощи которых был построен "Титаник". И как вы видите вполне себе простые.
Вот две фляжки одного из инженеров корабля мистера Хьюза, который из-за страсти к развлечениям опоздал на поезд из Ливерпуля в Саутгемптон и в результате "Титаник" уплыл без него. Все вещи были возвращены не пунктуальному владельцу (что в принципе спасло ему жизнь) на первой же остановке.
Из одного зала в другой ведет переход с воссозданным интерьером межкаютного коридора пассажиров первого класса.
А в следующем зале среди стеклянных витрин со столовыми сервизами, предназначенных для разных классов, воссозданы каюты первого класса, сервирован стол, играет легкая и приятная музыка... и витает дух беззаботного отдыха, ведь никто из пассажиров не догадывается, что через несколько дней многие из них так и не доберутся до Нью-Йорка.
Все представленные артефакты дополняют реальные фотографии, открытки, посланные пассажирами "Титаника" на берег друзьям и родственникам, плакаты с биографией пассажиров выживших и нет.
А в следующем зале во всей красе перед посетителями предстает воспроизведенная до мелочей парадная деревянная лестница корабля, получившая массовую известность после выхода фильма Дж. Кэмерона.
Чем дальше мы продвигались по залам выставки, тем ближе был трагичный исход.
Мы вышли на верхнюю палубу. Стало достаточно прохладно. На черном безлунном небе как яркие огоньки горели звезды. Все было так же как в ту роковую ночь.
А дальше предупреждения об айсбергах, которые напрочь были проигнорированы командой "Титаника".
Плохая экипировка впередсмотрящего, ведь без оптических приборов очень трудно что-то разглядеть в темноте, даже если это огромный айсберг. Роковая глыба была замечена Ф.Флитом, когда сделать уже было практически ничего нельзя.
Процедура спасения пассажиров заслуживает отдельного внимания. Вокруг нее образовалось немало легенд и противоречий, поэтому я лучше посоветую Вам посетить выставку и внимательно послушать экскурсовода и прочитать факты, которые были представлены.
Ну а сейчас немного фотографий из заключительных залов выставки.
Понимая всю безысходность положения, многие пассажиры даже не стремились покинуть тонущее судно. Кто-то в последний раз решил сыграть в партию покера, кто-то просто спустился в свою каюту, а кто-то устроился в шезлонге на верхней палубе. А все это время оркестр играл, играл и играл...
А вот на этих фотографиях место погребения "Титаника", такое каким его увидели участники экспедиции, находившиеся на борту российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».
Последний зал экспозиции был посвящен конечно же самой известной истории о "Титанике" - фильму Дж. Кэмерона. Здесь были представлены оригинальные костюмы главных героев, афиши, сценарий фильма и набросок самого Дж. Кэмерона...
Вот такое у нас получилось погружение в историю "Титаника" благодаря сообществу
Мосблог.