Помните, в прошлом году я вам рассказывала, как мы ездили в Дмитров по программе «лето в музеях», прикупив билетик на электричку по тарифу музейный. В этом году мы продолжили пользоваться благами губернаторской программы. Правда, очень долго выбирали, куда же все-таки нам поехать. К сожалению, список посещаемых мест в этом году не расширился, в большинстве мест были неоднократно, а некоторые находятся на очень приличном расстоянии. И все-таки, несмотря на долгое время в пути, наш выбор пал на Серпухов. Мы в нем никогда не были, а посмотреть там есть на что.
Дабы сэкономить на музейно-проездном билете, решили мы ехать от платформы Царицыно. Хоть и суббота, но сказать, что электричка была набита битком нельзя, а от Щербинки мы так вообще ехали с комфортом.
И вот мы в Серпухове.
Чтобы не бродить в хаотичном порядке, мы заранее загрузили на планшет карту, со всеми достопримечательностями и, следуя заранее выбранному маршруту, начали знакомство с городом. В принципе вся первая половина маршрута ничего интересного не предвещала - вполне современный город, с многоэтажками и торговыми центрами. Посмотрели мы конечно и парочку заявленных объектов, но особого восторга как-то не получили.
Первым из них оказался памятник «Черный тюльпан». Я, если честно его долго в упор не замечала, пока супруг не ткнул меня в него носом. Я даже не думала, что все будет так просто. На каменном постаменте действительно лежал большой черный цветок. Я скорее ожидала увидеть Ан-12… Да, сам по себе «черный тюльпан» очень известный и трагичный символ, но вот памятник меня как то не тронул, даже глядя на него не возникло никаких ассоциации с теми не такими уж и далекими событиями. Возможно, виной тому не очень удачное место его расположения - на полянке перед панельной многоэтажкой. Городской парк или центральная площадь подошли бы гораздо лучше под его размещение. Мы даже не стали расчехлять фотоаппараты, что бы заснять памятник, а просто сфоткали на телефон.
Топаем дальше. Где-то совсем рядом, за торговым центром, должна находиться старая водонапорная башня. Помниться в Зарайске была симпатичная башня. И мы решили раз, башня удостоилась места на карте как достопримечательность, то она как минимум должна быть не хуже. Но, увы, снова облом. Нас ждало нечто серенькое, в окружении торговых палаток рынка. Не став тратить силы на предмет ее осмотрения со всех сторон, мы продолжили наш путь.
Стараясь сократить дорогу и просто прячась от жары в серпуховских дворах, мы как то незаметно для себя оказались в более старой части города - на ул. Советская. Здесь наше внимание привлек бело-голубой домик, внешне сильно выбивающийся из числа типовых застроек. Красивое здание конца XIX века некогда принадлежало Серпуховской земской управе. Делаем буквально пару снимков и топаем дальше.
В поисках нужного направления в сторону историко-художественного музея, выходим к самой центральной площади города, с названием естественно Ленина. А вот и сам Ильич. За его спиной расположилось здание бывшего гостиного двора. Хоть объект это исторический, но, в общем-то, ничего особенного. Окруженное со всех сторон проезжей частью, оно представляет собой скопление небольших магазинчиков и офисов и кроме как «здание и здание» ни каких эмоций не вызывает.
Обратившись в очередной раз к нашей карте, мы свернули на улицу Чехова, а уже по ней дошли до красивой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в начале XX века общиной старообрядцев, но в силу того, что с годами численность общины сильно сократилась и возможности содержать церковь не стало, ее передали в ведомство музея. Теперь Покровская церковь является филиалом историко-художественного музея и как бы открыта с мая по октябрь. Что интересно, церковь изначальна была задумана как «безпоповская», т.е. в ней не предполагалось проводить богослужения и обряды, поэтому ее построили без алтаря.
К сожалению, сама церковь была закрыта и внутрь мы не попали. Как нам потом сказали в музее, ее открывают только когда в музее заказаны экскурсии для больших групп, ну а для простых путешественников как мы ход туда, увы, заказан.
Прошли буквально несколько метров от церкви - и вот мы уже на территории музея. Тут то и пригодились наши проездные билетики, вход по ним для нас был совершенно бесплатный. Расположенный в особняке текстильных фабрикантов Мараевых, музей очень даже неплох. Ну, во-первых, сама по себе экспозиция достаточно интересная, во-вторых красивые залы и мраморные лестницы, а в-третьих доброжелательность сотрудниц. И хоть мы больше предпочитаем краеведческие музеи, рассказывающие об истории города или области, мы остались довольные его посещением.
Во дворе, кстати, тоже имелись экспонаты. Например, каменные надгробия
или вот эта трофейная пушка, естественно вызвавшая наибольший интерес у нашего ребенка.
Из музея тихими безлюдными улочками мы направились к Высоцкому мужскому монастырю.
Один из древнейших монастырей Серпуховской земли, Высоцкий был построен в 1374 году по велению князя Владимира Храброго и благословению Преподобного Сергия Радонежского. Первым настоятелем монастыря стал Преподобный Афанасий старший, сыскавший себе славу ученого мужа еще в стенах Свято-Троицкой обители.
Свое название монастырь получил от места расположения: Владимир Храбрый решил украсить стольный град святой обителью во имя честного зачатия праведной Анной Божией Матери. И выбрал один из холмов на берегу реки Нары, недалеко от места ее слияния с Окой под названием Высокий. И действительно, со смотровой площадки перед монастырем открывают панорамные виды на город.
Серпухов являлся южной оборонительной границей Московского княжества и часто удостаивался внимания со стороны царских и знатных особ. Монастырь не был исключением, что безусловно способствовало его росту и процветанию: поновлялись старые храмы, строились новые. Но так было не всегда.
В 1571 году к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Иван Грозный в спешке покинул город, обрекая земли на полное разорение. Татары не пощадили и Высоцкий монастырь.
Смутное время также стало неблагоприятным для обители.
Возрождение монастыря началось, когда на царствование взошли первые Романовы. Наиболее значимые вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных. А в 1770 году старые деревянные стены были заменены каменными с четырьмя башнями по углам. Уже к концу XVIII века монастырь был полностью возрожден и продолжал процветать, несмотря на то, что в результате секуляризации церковных владений, обитель лишилась своих вотчин и перешла на государственное содержание по штату.
Практически до начала XX века Высоцкий монастырь оставался одним из богатейших в округе. На его территории располагалось семь каменных церквей и величественный собор, богатейшая ризница и большая библиотека. Так было вплоть до 1928 года, когда монастырь был закрыт. Для богослужений, в качестве приходского храма, был оставлен только Покровский собор, но и он в 1931 году прекратил свою деятельность.
Православной церкви монастырь был возвращен в 1991 году и с тех пор активно восстанавливается.
Выйдя из стен монастыря, мы вначале хотели было спуститься к Наре, и сделать несколько снимков монастыря от плотины, но решили все-таки от этой идеи отказаться и направились в обратном направлении к Серпуховскому Кремлю. В общем-то, сделали мы все правильно, времени до нашей вечерней электрички оставалось все меньше, а мы еще мало всего посмотрели.
Пересекая всю ту же площадь Ленина, но уже с другой стороны, наткнулись вот на такой вот указатель.
Оказались ближе к дому с башней и часами, очевидно 1930 года постройки, который привлек наше внимание еще, когда мы проходили по площади в первый раз.
А дальше мы перемещались исключительно от церкви к церкви. Начать мы решили с церкви Николы Белого, которая ближе всего оказалась к центральной площади. Но, увы, нас ждало очередное разочарование. Полюбоваться красивым белоснежным храмом с мозаичными панно, нам пришлось только через ограду, которую как раз перед нашим носом закрывал охранник.
Зато мы обнаружили главку разрушающейся колокольни и какой-то странный купол со шпилем, которые почему-то не были обозначены на нашей карте. Оказалось, что это Распятский монастырь. Действующий он или нет, мы так и не поняли, но даже в таком разрушающемся состоянии надвратная колокольня производит впечатление. Чего нельзя сказать о самом храме, как раз он и завершался большим куполом со шпилем. На храм нам удалось посмотреть только через пролом в монастырской стене, и честно мы даже не сразу поняли, что это храм. На мой вопрос к супругу «ну, что? Там есть что-то?», я получила «нет, только какое-то непонятное ДК». Вот так с уверенностью, что это какие-то, по большей части, административные здания на территории бывшего монастыря, мы отправились дальше. Небольшая историческая справка проясняет ситуацию со внешнем видом Распятского собора. Кирпичный собор Распятия строился в 1718-1719 годах на средства кн. Н. М. Гагариной, сделавшей попытку создать архитектуру в новом, европейском духе. Смерть вкладчицы помешала осуществить первоначальный замысел. Был возведен лишь первый этаж большого четырехстолпного собора. Венчающий его граненый купол со шпилем относится, судя по архитектурным формам, ко второй половине XVIII в. После упразднения монастыря в 1764 году, его собор обращён в приходской храм.
Собственно до «соборной горы» или Красной (так будет правильнее) не так уж и далеко. Поднявшись на валы, мы оказались на территории, на которой некогда располагался Серпуховский Кремль. От древнего Кремля практически ничего не осталось, только пара небольших фрагментов стены, да фундамент алтарной части храма. Но территория не пустует, на ней расположился мемориальный комплекс, посвященный ВОВ, памятник воину-освободителю с вечным огнем (оригинал которого находится в Берлинском Трептов-парке), и мемориальные списки с именами погибших серпуховичей.
С валов хорошо виден практически весь Серпухов, особенно часть города, расположенная за Нарой. Видно и мужской Высоцкий монастырь, можно разглядеть и женский Владыченский, видны купола Никольской и Распятской церквей, кирпичные здания старых мануфактур.
Практически в самом центре Кремля стоит белокаменный Троицкий собор - один из древнейших храмов Серпуховской земли. Самая первая церковь на этом месте была воздвигнута из дерева в 1380 году, незадолго до Куликовской битвы. А существующее ныне здание построено в 1696 году архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотием, некогда бывшего священником этого собора. Основной объем храма - интересный памятник провинциального церковного зодчества конца XVII в. По предположению некоторых историков, мощный восьмерик был украшен не одной, а пятью главками. В начале XVIII века рядом с собором была построена шатровая колокольня. Постепенно с годами менялся облик храма: пристраивались приделы, в целях расширения общего объема в первой половине XIX века четверик и отдельно стоящая колокольня были объединены.
В советские годы храм был разграблен, осквернен и подвержен разрушению. От полного исчезновения Троицкий собор спасла передача его в ведомство все того же историко-художественного музея.
Собор 1696 года необычайно хорош в лучах вечернего солнышка.
А за ним, открывается панорама, ради которой и стоит приехать в город. Перед нашим взором выстроились в ряд сразу три церкви: Успенская, Ильинская, и Троицкая. Все они построены в абсолютно разных стилях и все три необычайно красивы.
На месте нынешней Успенской церкви прежде была деревянная, которая впервые упоминается в 1620 году. В 1737 году прихожане собирают деньги на строительство нового каменного храма - с одним пределом, притвором и колокольней. Эта постройка просуществовала до 1817 года, когда вследствие пожара пострадала значительная часть храма. Храм, который сохранился по сей день, выстроен в 1854 году на серпуховского фабриканта Николая Коншина. Вполне обычная геометрия храма разбавлена необычайно богатым внешним декором. Такой нарядный облик церкви объясняется тем, что ее архитектором был И.Т. Таманский, ученик М.Ф. Казакова и реставратор Московского Кремля.
Храм во имя Илии Пророка на «посаде» сооружён в 1748 году на месте деревянной церкви, существовавшей здесь с первой половины XVI века, на средства, выделенные купеческой семьёй Поповых. В середине XIX века церковь была перестроена и приобрела более праздничный вид: луковичные главы заменены главами в форме «ваз», фасады декорированы лепниной. Ильинская церковь является единственным храмом Серпухова, который не был закрыт в «безбожные» советские годы.
Приблизительный год постройки Троицкой церкви 1670. Церковь представляет собой типичный образец московских посадских храмов XVII века: высокий четверик с поскатной крышей, увенчанный пятью главками на тонких барабанах, ряд декоративных кокошников, опоясывающих верхний ярус, резные оконные наличники. С запада к храму пристроена стройная шатровая колокольня со слухами, поставленная на квадратное основание. С 1930-х годов, после ареста протоиерея, Троицкая церковь бездействовала. В годы перестройки церковь была отреставрирована, а сейчас находится в ведомстве историко-художественного музея.
Сделав несколько фоток с валов, мы спустились вниз и к своему удивлению, встретили наших друзей по клубу Марину и Мишу (собственно и к их удивлению тоже). Им тоже, как и нам в перерывах между клубными поездками не сидится дома. Поболтав немножко, мы разбежались по своим сторонам. В принципе и они, и мы уже собирались домой, но у нас еще было немного времени перед электричкой и мы еще чуток побродили среди церквей.
Но повторять свой пешеходный подвиг только уже в сторону вокзала мы не стали, а решили добраться до него на автобусе. Продремав практически всю дорогу в электричке, а потом еще и в метро, дома мы оказались где-то около полуночи.
«Прогулка по Серпухову» на Яндекс.Картах