Майские в Царицыно

May 31, 2012 16:54





В этот раз на майские праздники мы решили не брать никаких экскурсий по городам России, а посетить самостоятельно одну из усадеб Москвы. Наш выбор пал на Царицыно. В этой усадьбе мы бывали уже не раз, но нас подкупил факт бесплатного посещения выставочных залов Большого дворца, который до этого времени не был нами покорен.

Но прежде чем рассказать вам о нашей прогулке, позволю себе сделать небольшое отступление - я расскажу вам немного об истории Царицыно.

Царицыно - одна из самых необыкновенных усадеб в Москве, заложенных по повелению императрицы Екатерины IIв 1776 году.

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада - Царицынскими прудами, с востока - комплексом оранжерей.



Местность, на которой расположился дворцово-парковый ансамбль, который мы сейчас видим и помним каким он был несколько лет назад, известна с давних времен и принадлежала царским и знатным особам. Так, например, с конца XVIвека это была вотчина Ирины Годуновой, сестры Бориса Годунова и носила название Богородское. В период Смутного времени все постройки на этих землях были уничтожены, остались лишь каскадные пруды, обустроенные при Ирине.

В 1633 году пустошь Чёрная Грязь (так стало именоваться Богородское) перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. В 1684 году боярин Иван Фёдорович Стрешнев уступил село Чёрная Грязь своему внуку, Алексею Васильевичу Голицыну.

В 1712 году Петром Великим было конфисковано имущество и владение Черная Грязь у князей Голицыных и жаловано князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией. А через 70 лет, проезжая мимо из Коломенского, Екатерина IIбыла настолько очарована этими землями, что купила их за сумму больше той, которую запросил князь.

Царицыно является важнейшим памятником, так называемой псевдоготики; над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно - самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле.Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицыно.

Для В.И. Баженова самозабвенная работа над дворцовым ансамблем стала вершиной его яркого и неординарного творчества, но в тоже время обернулась для архитектора тяжелой жизненной драмой. В годы строительства случались такие периоды, когда из государственной казны переставили поступать денежные средства, и чтобы не останавливать работы Баженову пришлось продать свой дом в Москве со всей мебелью и большой библиотекой. Кроме того, Баженов потерял расположение императрицы и был уволен из должности придворного архитектора. Баженовым были возведены Малый и Средний дворцы, 3 кавалерский корпус, фигурный мост, несколько служебных построек, арка-галерея.

Большой дворец был детищем другого выдающегося архитектора, ученика В.И. Баженова - М.Ф. Казакова. Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но, тем не менее, новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой. Кроме того за десять лет с начала строительства изменились архитектурные вкусы - классицизм набирал силу.

Объёмы нового сооружения значительно превосходили баженовских предшественников. Но этот проект остался неосуществлённым. Очевидно, было, что Екатерина II в конце 1780-х потеряла интерес к своей подмосковной затее. В Москве она практически не появлялась, была единственный раз и то проездом. А в 1790 году строительство и вовсе было остановлено (скорей всего из-за новой русско-турецкой войны).

Тем не менее, в 1793 году, через семь лет после закладки нового дворца, Екатерина II вернулась к царицынскому строительству, но в изначальный казаковский проект были внесены существенные изменения. Но эти изменения позволили бы лучше вписать Большой дворец в уже имеющуюся баженовскую планировку. Так как денег на строительство поступало по-прежнему мало, было принято решение о разборе Большого Кавалерского корпуса на стройматериалы.

В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно умирает. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы.

Новоиспеченному императору Павлу Iвладения матушки не приглянулись. Он даже в июне 1797 года издает указ о том, что «в селе Царицыно никаких строений не производить». С этого времени дворцовый ансамбль Царицыно медленно и верно стал приходить в упадок. Царскими особами Царицыно стало восприниматься как «место для гуляния»: совершались пешие и конные прогулки, на берегах прудов устраивались рыбалки, но никто из последующих наследников рода Романовых не помышлял о возобновлении строительства.

Сегодня Царицыно это огромный красивый усадебно-парковый комплекс частично отреставрированный, частично выстроенный заново, как например Большой Дворец. Он то и является сейчас главным «магнитом», притягивающим большинство посетителей. Другим «магнитом» стал музыкальный фонтан, расположенный на полукруглом острове в  центре нижнего пруда. Музыкальный фонтан - зрелище, надо сказать, потрясающее, особенно в вечернее время. Мощные струи воды поднимаются в небо под звуки классических произведений и переливаются цветными огнями прожекторов.




По мимо Большого дворца, на территории усадебного комплекса есть несколько Кавалерийских корпусов, Кухонный корпус (Хлебный дом), Полуциркульный дом (Малый Дворец), Оперный дом (Средний Дворец), фигурные ворота, Арка-галерея, большой и фигурные мосты. Всем этим постройкам повезло куда больше, чем Большому Дворцу. Их строительство было закончено еще при жизни императрицы, и они успели послужить ей «верой и правдой».

На дворцовой площади и рядом с Фигурным мостом остались следы построек, которые не были до конца реализованы или не дошли до наших дней. Так, например, мы видим кладку фундамента Большого Кавалерского Дворца. Построенный Баженовым, он простоял совсем не долго, так как был разобран Казаковым на стройматериалы для главного дворца.

От главного дворца вглубь лесопарковой зоны уходят множество аллей и дорожек, мощенные красным булыжником. Среди вековых деревьев играют в прятки с отдыхающими белоснежные статуи: Диана, Флора, Минерва, дриады.





На холме в дальней части парка высится белокаменная беседка «Храм Цереры». Место положения памятника неслучайно. Считается, что именно на этом месте стоял шатер императрицы, из которого Екатерина IIлюбовалась праздником сенокоса, устроенным Г. Потемкиным. Отсюда и название беседки - Церера богиня плодородия.

У подножия холма, водами большого пруда омывается Русалочий остров и расположенная на нем арка-руина. Если встать спиной к острову, то на парковой возвышенности среди зелени можно увидеть павильон «Нерастанкино», который создают вместе с аркой единую композицию.

Немного правее павильона есть глубокий и очень узкий овраг. Его украшают три Гротесковых мостика: малый, средний и большой. Мостики сооружены для удобства подхода к беседке «Храм Цереры» от павильона «Нерастанкино». Сейчас мостики находятся в прекрасном состоянии, но лет 10 назад их и мостиками трудно было назвать: столбики перил лежали на земле рядом или вообще во враге.



От павильона мы свернули вглубь парка, что бы в тенистых аллеях насладиться пением птиц и красотой первых весенних цветов.

Потом мы вышли к Башне-руине. Она возведена в начале XIXвека по проекту архитектора Еготова на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда и её очень хорошо видно с набережной. Как и по первоначальному замыслу, сейчас на башне расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на верхнюю часть парка и пруда.



От Башни идет дорожка до еще одного памятника архитектуры - павильона «Миловида». Павильон был построен Еготовым на замену ветхого деревянного павильона, возведенного еще Баженовым в те же годы, что и Башня-руина. Как и павильон «Нерастанкино» с Аркой-руиной, «Миловида» и маленький искусственный островок в излучине составляют единую пейзажную композицию. Строение представляет собой открытую сводчатую галерею с поперечными проходами, украшенную статуями богинь Авроры и Венеры, сфинксов.

Пройдя через Фигурные ворота по Утренней дорожке, мы вновь вышли к Большому дворцу. Немного погуляв по дворцовой площади и посетив музейные экспозиции в самом дворце и Хлебном доме, мы спустились к Среднему пруду через арку Фигурного моста. Прогуливая теперь уже по восточной набережной Среднего пруда, мы увидели Большой мост и здание Третьего Кавалерского корпуса.



Обогнув Средний пруд, мы вышли к месту, откуда началась наша увлекательна прогулка - к главному парадному входу на территорию Дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Здесь же мы её и завершаем.

Еще немного фотографий.

весна, история, усадьба, царицыно, москва, природа, прогулка, парк, интересно, архитектура, выходные

Previous post Next post
Up