Товарищи юноши

May 09, 2011 20:42

«Смотрите на жизнь
                                     без очков и шор,
глазами жадными цапайте
всё то,
           что у вашей земли хорошо
и что хорошо на Западе.
Но нету места
                         злобы мазку,
не мажьте красные души!
Товарищи юноши,
                                 взгляд - на Москву,
на русский вострите уши!
Да будь я
                и негром преклонных годов,
и то,
       без унынья и лени,
я русский бы выучил
                                     только за то,
что им
            разговаривал Ленин.»
-В. В. Маяковский, «Нашему юношеству»

Пока русские рэпперы натужно изображают американских негров, настоящие негры (пусть и не преклонных годов, да и не из Америки) без унынья и лени изучают русское культурно-политическое наследие.

Новый видеоклип восходящей звезды шведского хип-хопа Адама Тениста (режиссёр Маркус Лундин) строится на визуальных цитататах из плакатов советских конструктивистов 20-х.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Что делает этот проект интересным в моих глазах, это не столько мастерство, сколько содержание. Это - не новодельная коммунистическая пропаганда, как может показаться с первого взгляда, и не примитивная коммерческая пародия вроде плакатов Фейри для Sacks 5th Avenue. Припев песни «Красный район» ( написанной группой Infinite Mass) «Shoot the racist and the area turns red» прямо призывает чёрных молодых людей убивать белых расистов. Этот, мягко говоря, сомнительный призыв наплняет злободневным и страшным смыслом потрёпанные старые формы и возвращает красному цвету его первоначальное значение. Вдруг начинаешь чувствовать, что красный клин - это не просто красивая абстрактная форма. Пробирает дрожь, когда доходит, что за этой формой стояло звериное насилие революции.

Подобно художнику-кубисту, увлекшемуся формами африканских идолов, и нечаянно разбудившим злых духов, населявших их, из старого фильма ужасов, новые эксперименты со взрывоопасной формой конструктивистов могут подчас принести нежелательные результаты.

Я уверен, что Лисицкий, Родченко, и Клуцис сами с большим интересом отнеслись бы к творческим возможностям жанра типографической мультипликации, будь он им доступен. Интересно, как отнеслись бы они к опытам стокгольмских гангстеров-креативщиков.

music, constructivism, пропаганда, музыка, конструктивизм, дизайн, рэп, протест, protest, design

Previous post Next post
Up