Сегодня юбилей - 150 лет со дня рождения Э.О.Визеля

Mar 01, 2016 15:56

Одним из поводов к подготовке книги «Моя дорогая Фанничка!» стал приближающийся юбилей Эмиля Оскаровича Визеля. В основе издания письма его дяди и одновременно тестя Эмиля Штрауса к супруге Фанни Визель.
На 5-ой странице указано:
К 150-летию со дня рождения
художника, хранителя музея и действительного члена Императорской академии художеств
Эмиля Оскаровича Визеля
(1866-1943)
Удивительно, но по срокам уложились просто идеально. Честно говоря, сама дата рождения - 1 марта - у меня вылетела из головы. На днях решил проверить и понял, что книга вышла аккурат за несколько дней до официальной юбилейной даты.

Размышляя над тем, что бы еще такого рассказать об Эмиле Оскаровиче, решил выбрать отрывок из публикации Ю.Н.Гороховского “В.В.Софроницкий и семья Визель”, где, в первую очередь, описываются личностные качества художника и членов его семьи.

Дед Лизы Андрей Оскарович Визель родился и прожил первые годы жизни в квартире в Санкт-Петербурге, которая описывается ниже по тексту. Так что приемственность поколений сохранилась.

В качестве оформления выбрал редкую фотографию Эмиля Оскаровича в парадной форме.



<...>
Многие крупные деятели изобразительного искусства - современники Эмиля Оскаровича - были его близкими друзьями. В особенности
надо упомянуть художников Г.С.Верейского, А.Я.Головина, Е.Е.Лансере и безвременно скончавшегося К.К.Первухина, классика финской живописи А.Эдельфельдта и скульпторов И.Я.Гинцбурга и П.П.Трубецкого.

Исключительно скромный и доброжелательный человек, внимательный слушатель, чуткий и немногословный собеседник, Эмиль Оскарович обладал драгоценным даром привлекать сердца людей, сколько-нибудь близко с ним соприкасавшихся. Автор этих строк и при жизни Эмиля Оскаровича и много лет после его кончины многократно бывал свидетелем того, что одного упоминания имени Эмиля Оскаровича было достаточно, чтобы у людей, сколько-нибудь его знавших, глаза теплели и из уст раздавались самые сердечные слова. Немногие заслужили такого признания современников...

Обаяние человеколюбия было характерно не только для самого Э.О.Визеля, но и для всей его семьи. В её кругу очень редко можно было услышать неодобрительные слова о ком-либо из знакомых. Но зато как часто раздавались слова горячего одобрения всякого, даже самого скромного нового замысла, творческого успеха или жизненной удачи и находились слова дружеской поддержки при возникновении у кого-либо трудностей или неприятностей! И всё это происходило всегда в такой благородной, сдержанной и ненавязчивой манере...

Семья Визель состояла, кроме её главы, из его жены и одновременно его двоюродной сестры Александры Эмильевны (1866-1939), урожденной Штрауc - в прошлом также художницы, умного и милого человека, приветливой хозяйки, и четырёх взрослых детей. Старшим был блестящий этнограф- восточник Оскар (прим.: прадед Лизы) (1895-1939) - преподаватель Института восточных языков, женатый на художнице Вере Александровне Шолпо. Далее следовали филолог- классик Эмиль (1897-1930), обаятельный человек, безвременно скончавшийся от туберкулеза, архитектор Александра (род. в 1899), много лет работавшая в управлении озеленения города, впоследствии в Институте проектирования городов, и, наконец, отличный художник-график Татьяна (род. в 1904), позже специализировавшаяся в области театрально-декоративного искусства. Просторная даже для такой сравнительно многочисленной семьи квартира Визель помещалась в служебном доме Академии художеств на Васильевском острове (4-я линия, д. 3, кв. 4). Одной стороной она выходила окнами в тенистый сад Академии.

Гостеприимство было в высокой степени характерно для семьи Визель. Почти всегда, когда я приходил к ним - а на протяжении полутора десятков лет это бывало, в среднем, примерно раз в неделю, - я заставал там кого-нибудь, причем в значительной части случаев это были в том или ином отношении интересные или своеобразные люди. В моей памяти сохранились следующие имена людей, которые часто и запросто бывали в доме: двоюродные племянники Н.Г.Чернышевского В.А. и Н.А.Пыпины, дочь главы передвижнического движения С.И.Крамская, Е.Н.Брюллова - дочь художника Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, невестка и неразлучные с ней четыре внучки А.М.Жемчужникова (соавтора сочинений Козьмы Пруткова), будущий строитель высотного здания Московского университета архитектор Л.В.Руднев, профессора Ленинградской консерватории Н.И.Голубовская и Е.Ф.Дауговет, скульптор и морской офицер Н.Ф.Вальтман, крупные хирурги И.С.Белозор и А.А.Эберман. В этом доме я встретил известного физиолога, ученика И.П.Павлова - К.М.Быкова, крупного востоковеда Ф.А.Розенберга, полярного летчика П.Г.Чухновского, известного по эпопее спасения экспедиции Нобиле на Северный полюс, театрального художника В.В.Дмитриева, балерин Н.А.Анисимову и О.Г.Иордан и многих других.

Такое разнообразие знакомств характеризовало необычайную широту культурных интересов семьи Визель. Посетителям дома Визелей всегда дышалось легко, свободно. Эта лёгкость возникала с первого момента, когда на звонок у входной двери выходил кто-либо из членов семьи, и неизбежно раздавались радостные приветствия. Ни один посетитель не чувствовал себя стесненным или стесняющим. Велись содержательные беседы на самые разнообразные темы, иногда Владимир Владимирович (прим.: Софроницкий) играл, а Эмиль Оскарович, сидя в стороне, почти незаметно делал зарисовки присутствовавших. После скромного вечернего чая старшие вскоре уходили спать, а молодое поколение часто засиживалось до часу-двух ночи, продолжая беседы или играя в игры типа буриме или палиндромонов, сочиняя стихи на заданные темы или играя на маленьком настольном бильярде, существующем поныне. Стихотворная деятельность в особенности удавалась Владимиру Владимировичу. Иногда устраивались театрализованные вечера или демонстрации японских теней; в этих случаях художественным руководителем и декоратором всегда и с увлечением выступал сам Эмиль Оскарович.
<...>

э.о.визель, генеалогия, моя дорогая фанничка, эмиль штраус, история

Previous post Next post
Up