Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» слуховой анализ звукозаписи.

Sep 26, 2011 22:19

Писала курсовую когда-то. Может быть и вам будет интересно почитать оценку записи с точки зрения звукорежиссуры. Но лучше, еще и включить альбом =)

Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
Были использованы новшества с точки зрения технической реализации записи - в 1966 году была изобретена система ADT (Automatic Double Tracking). Она позволяла осуществлять мгновенную дупликацию записываемого звука. Уже после записи альбома Джордж Мартин решил отказаться от традиционных трёхсекундных пауз между песнями, чтобы создать ощущение целостности пластинки: в результате этого, песня «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» переходит в «With a Little Help From My Friends»; «Good Morning, Good Morning» - в репризу заглавной композиции, а та, в свою очередь, в «A Day in the Life».
Было на альбоме и необычное нововведение - в самом конце пластинки был помещён писк с частотой около 15 килогерц, «специально, чтобы раздражать вашу собаку» (этот звук отсутствовал на американском издании альбома 1967 года).
Альбом был выпущен одновременно в двух вариантах - моно и стерео, причём две версии значительно различаются между собой.
Он должен был показать совсем другой коллектив, не тех «битлов, которые уже были известны, а измененный облик совсем другой группы. Для усиления этого эффекта музыканты изменили свою внешность. Оркестр Сержанта Пеппера - это новый образ, желание поменять былое представление о себе и раскрыть что-то новое.
«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» - заглавная композиция ничто иное как представление, предыстория, воплощенная через яркий образ оркестра и ликующей публики. Гитарный немного агрессивный акцент. Вокал Маккартни несколько напорист, передает ощущение энергичности, концептуальности и задает общий настрой на весь альбом, попеременно перекликаясь с проигрышами оркестра. Органичное слияние различных тембровых компиляций. Общее представление о желании изобразить оркестр подкрепляется звучанием «меди». Как только произносится имя Билли Ширла - лидера оркестра сержанта Пеппера, начинается следующая композиция. Текучесть создается за счет соединения композиции между собой непрерывным звучанием органа. Шум ликующей публики как аллегория, как символ успеха так же сопутствует переходу от одной композиции к другой.

«With a Little Help From My Friends» более спокойная композиция, мы слышим голос Ринго и это немного удивляет, и подтверждает желание группы в действительности произвести на слушателя новое впечатление. Перекличка одного певца с бэк вокалом (по крайней мере созданная плановость указывает на главный голос) подтверждает некую связь с названием песни. Вся структура созданная инструментами будто создает биение, которое воспринимается, как единое целое, как «подложка» выступает для выходящего голоса и слов на первый план.

«Lucy in the Sky With Diamonds» - бас как опора особенно в моментах, когда меняется темп самой композиции и темп баса постоянный, что придает живость и дает держать темп всей песни. В эти моменты голос будто специально звучит более растянуто, что придает элемент зависания и некоторой задумчивости, что является сильной художественной убедительностью для восприятия. Музыкальное сопровождение песни растянуто по времени на четверть, благодаря чему звук стал более тягучим и рассеянным.

«Getting Better» - перекличка звука «железа» установки справа и звука хлопающих ладоней слева. Гитара прерывисто держит ритм, имитируя стаккато, и звучит вместе с барабанами. Это создает некоторое ощущение, что все «подпрыгивает». Необычным является звучание тамбурина, и играющего на нем Харрисона.

«Fixing a Hole»
Маккартни подыгрывает себе на клавесине, инструменты будто не уравновешены, так как звучат слева и в центре до момента, когда вступает гитара справа. Но она снова исчезает и создается ощущение попеременной асимметрии на протяжении песни. Ближе к концу мы слышим слева протяжные звуки голоса и ощущение асимметрии несколько заменяется ощущением сбалансированности. Это наводит на мысль, что работа звукорежиссера продумана до мелочей.

«She's Leaving Home»
Струнный квартет выполняет функцию аккомпанемента, вокал на первом плане. Перекличка голосов, звучание их в разном пространстве придает глубину и объемность звучания.

«Being for the Benefit of Mr. Kite!»
Не зная предыстории создания песни, все равно без труда угадывается цирковая тематика с яркими и индивидуальными звуками присущими цирковым представлениям. Акцентированное звучание ударных, а также создающие атмосферу цирка записи парового органа и ярмарочной шарманки, разрезанные на части и снова склеенные в произвольном порядке. Непривычное звучание вокала слева и эти вставки будто завораживают, имитируя удивление, которое может произвести цирковое представление, так как сразу сложно догадаться каким образом технически достигнут этот эффект. Это все создает убедительность художественного образа.

«Within You Without You»
Запись при участии Рави Шанкара и других индийских музыкантов. Звуки индийской арфы, ситара переплетаются со звуками скрипки, виолончели. Неспешный fade in в начале и легато привносит тягучесть и непрерывность, что продолжается всю композицию. В правом канале ситар имитирует партию вокала и даже звучат в унисон в некоторых местах, что создает впечатление удвоения мелодической линии, которые они оба ведут. Неожиданность этой композиции создает сильное контрастное впечатление, невозможность сравнить с остальными композициями на альбоме, что приводит к восприятию ее как самостоятельной и ни на что не похожей.

«When I'm Sixty-Four»
Яркий налет джаза достигнут использованием в записи трех кларнетов, фортепиано. Один из кларнетов тянет ноту. Перекличка главного голоса и голоса-подголоска в другом левом канале «рисует» плановость и глубину изображаемой «картины». Инструменты звучат органично, соответственно замыслу.
Previous post Next post
Up