Варанаси - древнейший город, из сохранившихся в своем первозданном виде. Нарядившись в многолюдные причалы, он вытянулся вдоль священной реки Ганга. Считается, что ее истоки берут свое начала на горе Кайлас, где погружен в самадхи Шива, создатель и разрушитель. Воды текут прямо с его волос, заплетенных в дреадлоки, как и у многочисленных последователей Шиваизма. Так же доказано, что Ганга обогащает свои воды тающими шапками горных ледников и потому богата серебром и другими полезными элементами. Каждое утро местные жители выходят на древние набережные, и окунаются в мутные ледяные воды священной реки. Впрочем, из всех кранов и душевых кабин в Варанаси проистекает вода из Ганги, и потому, даже не окунаясь в реку, ты тоже невольно принимаешь омовение, которое чистит карму или, говоря иначе, смывает все грехи.
Варанасси очень "дифферент" : здесь особые принципы морали, особые тактильные и вербальные ощущения, даже запахи, сильно отличаются от любых других мест в Индии и уж тем более в мире. Вряд ли вы попадете в другое место, где празднуют свадьбу на балконе, с которого хорошо виден большой погребальный костер.
- "Зври тайм, эври тайм". - Говорит наш проводник Вишунат, указывая в сторону огня, и громко смеется. Окружающие индусы поддерживают его - чувство юмора здесь под стать окружающему пейзажу. На черные клубы дыма, уносящие прах в небо, на встречу к Кали, индусы смотрят спокойно, без эмоций. Те же, кто ежедневно трудится на "Бёрнинг Плэйс", заняты другими вопросами. На огромных старинных весах четко отмечается количество дров, на каждое тело. Рядом расположен "Мэйн базар" и парочка европейских кафе, одно из которых, «Мона Лиза» пользуется особой популярностью у туристов, так как о нем написано в “Lonely Planet”.
Быт жителей Варанаси щедро наполнен религиозными праздниками. На «мэйн стрит» ежедневно проходит парад, в котором участвуют жителей ашрамов, рикши, работники кафе и даже уличные констебли, которые хоть и поливают цветы, тем не менее, носят на боку огромные бамбуковые палки и периодически пускают их в ход.
На каждом шагу святой народ предлагает причаститься гашишем, опиумом и неким загадочным «афганистан», однако местная власть не разделяет традиций расширения сознания, свойственных индуизму. Раскуривая ночью ритуальный чилим в храме Шивы, мы привлекли внимание местной полиции. Белых людей они пожалели, зато индусам досталось. Деревянная дубинка бьет не больно, но громко и эффектно. Ударяясь о спину, она издает глухой шокирующий звук.
На «Бернинг Гхат», центральном месте сожжения мертвых колокола звонят до середины ночи. Разыгрывается ритуальное действо с танцорами, факирами и барабанщиками. На эти действа, верные Шиваиты прибывают сюда со всей индии. Им предлагаются трехдневные экскурсии , в которые входит : купание в Ганге после сожжения в ней умерших, чемпионат - по самой популярной игре в Индии «Сачин Тендулькар» (крикет) и посещение Сарнатха, места где Будда проводил свою первую проповедь.
Варанаси популярное место для свадебных церемоний. Одна из них, как раз проходит на балконе, напротив нашей комнаты. По индийской традиции, гостем на свадьбе может стать каждый. Мы не стали упускать эту возможность.
Итак свадьба : дети и мужчины танцуют, женщины сидят в красивых нарядах отдельно, на большом зеленом полотне, являя собой иллюстрацию из Бхагават Гиты. Я ем слад кий рис окруженный толпой индийских школьников, разглядывающих мой «нет бук». Самый младший из них - Варункумар, на вид лет десяти, прекрасно говорит на английском и имеет свой аккаунт в фэйсбуке. Он останавливает тянущего меня к танцам взрослого пьяного индуса, объясняя, что я занят и мне мешать нельзя. Тот отходит. Возраст в индии понятие абстрактное. Маленькие дети общаются и работают со взрослыми наравне. Пожилые же люди, как правило, лишь молчат и улыбаются.
Свадьба уже в самом разгаре. На столах печеные картофельные котлеты из авокадо, палак панир, лепешки и, конечно же, рис. Все обильно приправлено знаменитыми индийскими специями, причем в таких пропорциях, что не смотря на то, что во рту геенна огненная, вкусно и хочется еще. Для тех, кто как и я не умеет контролировать свой аппетит, такие угощения могут стать на следующий день серьезной проблемой.
Впрочем, во всем организме здесь происходят перемены. Как говорят сами индусы - чистка. Насморк, температура, все эти прелести не обойдут стороною в первые дня два, а на третий как раз и чистка желудка подоспеет. Лечиться здесь надежнее всего местной мазью, наподобие «звездочки» и чаем масала. От себя еще добавлю "джинджер лемон ти".
Туристов, желающих обновить организм и мозг довольно много. Тут и там мелькают дреды, пирсинг и бороды ищущих просветления и обязательно, возле каждого, свой личный сопровождающий, который внимательно следит, за тем, чтобы гость воспользовался услугами именно его друзей и родни - так уж принято, иначе никак нельзя. «Ю майн френд, хиз май френд. Кэн ю лук ит хиз шоп». У индусов надежная схема взаимопомощи и взаимозаработка : на вопрос о расположении"мейн маркета", рикша может утвердительно помотав головой привезти тебя сначала в магазин одного своего друга, потом другого и так до тех пор, пока случайно не увидишь то, что тебе нужно и не сделаешь покупку. Тогда его миссия считается исполненной и на маркет смысла ехать уже нету.
В путешествии по Варанасси нас сопровождают проводники. Шива Булинад - учитель йоги, странствующий по Индии и Непалу. Ему за сорок, и уж поверьте, всем бы так выглядеть за сорок. В детстве он рано остался без отца, и все свое время посвящал занятиям йогой и боевым практикам. На занятия к нему приезжают люди со всего мира.
Его брат Вишунат - полная противоположность. Подвижный, похожий на Михалкова в образе Чегевары, он работает репортером в местной газете, варит отличный кофе и занимает активную социальную позицию. Как и положено журналисту, он всегда в курсе происходящего на извилистых улицах Варанасси.
Место, где мы остановились - ашрам, на самом берегу Ганги. Это древний индуистский монастырь, с гостевыми комнатами. В комнате много окон, но ввиду постоянной атаки обезьян приходиться держать их закрытыми.
В Ашраме существуют четкие правила : никакого алкоголя и, после 11 вечера, ворота закрываются. Каждое утро, выходя на балкон, я вдыхал сырой рассвет над живой историей, затем по извилистым лабиринтам улиц, терялся в пыльной и суете среди лабиринтов тесных улиц, большеглазых коров, рикш, постоянно сплевывающих нечто красное и многочисленных детей, кричащих "Вери ю фром" и "ду ю нид хелп". Однажды, ноги привели меня к стенам крупнейшего в северной индии университета, где, не смотря на традиционные пейзажи и неизменный вековой быт, изучаются hi-tech технологии.
В индии все так : завтрашний день идет рука об руку со вчерашним, сливаясь в настоящее, где "эврифинкс из посибаль".
Фото из путешествия в контакте :
http://vkontakte.ru/album1701631_128146695?act=edit&from=227807139#/album1701631_128146695