Хроника суда N 5: полицейский Владимир Зубрицкий против фермера Марины Злотниковой. Оператор С.П. Бондарев и свидетель П.Н. Бондарев
В понедельник, 1 июня, Троицкий суд вернулся к рассмотрению уголовного дела «Зубрицкий против Злотниковой». Теперь время между процессами заметно сужается: предыдущее заседание проходило 27 мая 2015г., когда до этого перерыв между ними мог составить неделю, а то и больше. Судья В.Д. Смагин в прошлый раз выслушал показания свидетеля обвинения В.М. Бирюка, который пытался объяснить происхождение CD- диска в материалах уголовного дела
(Хроника N 4). В понедельник, 1 июня, повторно дал показания свидетель обвинения полицейский оператор С.Н. Бондарев, видеозапись которого, возможно, фигурирует в сопроводительном письме-приложении. Напомним, фермера М.И. Злотникову
обвиняют по ст. ч.1. ст. 318 УК в избиении полицейского В.А. Зубрицкого.
Процесс
Адвокат В.Н Першин начинает судебное заседание с ходатайств. Просит заверить копии, снятые с оригиналов. К материалам дела приобщены два диска, активистов Ю. Гусейновой и Е. Васильевой. Ранее суд отмечал, напоминает защитник, что М.И. Злотникова
«не наносила ударов». Требует, чтобы это было заверено судом. А также предоставить из архива Троицкого суда копию сопроводительного письма. Поскольку в ней отсутствует дописка
(подробности Хроника 4), В.Н Першин требует провести его криминализацию на предмет достоверности.
Повторный допрос свидетеля обвинения С.Н.Бондарева, полицейского оператора.
Обвинитель: Вы кому-нибудь передавали видеозапись, в частности, сотрудникам полиции?
Бондарев: Нет.
Обвинитель: Ранее вы тоже самое говорили следователю?
Бондарев: Да.
Обвинитель зачитывает протокол допроса от 24.05.2013 г. С.Н. Бондарева. Итог разговора со следователем: «Данный инцидент я записал на видео, который я в дальнейшем передал сотрудникам полиции».
Обвинитель: Давали вы такие показания?
Бондарев: Давал.
Бондарев: Там немножко неправильно указано. В разговоре, когда писали протокол: «я не буду против, если потребуется, это видео передать в правоохранительные органы».
Обвинитель: Вы читали свои показания?
Бондарев: Да.
Обвинитель: Вы подписали все, что не соответствует действительности?
Бондарев: Там все соответствует действительности.
Обвинитель: «Данный инцидент я записал на видео, который я в дальнейшем передал сотрудникам полиции». Вы посмотрите: ваша подпись или нет.
Бондарев: Моя.
Обвинитель: То, что замечания к протоколу нет, тоже вашей рукой написано. Когда вы лучше помнили в 2013г. и 2015г.?
Обвинитель: Лучше в 2013г.
Обвинитель ходатайствует о просмотре видеозаписи, которая находится в материалах уголовного дела - так С.Н. Бондаренко вспомнит его ли это запись или нет, считает Кошелев.
Адвокат: Возражаю. Данная запись непонятно откуда появилась. Она до сих пор оспаривается, как вещественное доказательство. Свидетель утверждает, что он не передавал запись. То, что там [в деле] написано, возможно, [Бондарев] невнимательно прочитал. И при повторном допросе он заявляет, что он не передавал [запись].
Бондарев: Не передавал, но разместил в интернете.
<…>
Судья: Удовлетворяю ходатайство обвинителя.
Все присутствующие в зале собрались за просмотром CD-диска, который находится в материалах дела. Слышны крики.
Адвокат: Полное название файла, камеры, данные компьютера?
Бондарев: Все снималось в формате miniDV на видеокассету. Видеокассета оцифрована в формат DVD на компакт диск.
Адвокат: Какой камерой снимали?
Бондарев: Sony 2000, обыкновенный домашний компьютер -Windows.
Адвокат: Параметры?
Бондарев: Я не помню.
Адвокат: Кому передали диск, какие оформляли документы: протокол, расписка?
Бондарев: Возможно, я передавал с заполнением протокола.
Адвокат: Почему вы утверждали, что никому ничего не передавали?
И на прошлом судебном заседании, и на этом несколько раз.
Бондарев: Я много снимаю, много передаю. Много материала остается у меня. Те заседания, которые я выполняю от администрации, а выполняю я много - и из Советов депутатов, и митинги, и демонстрации, - часто этот материал лежит в архиве невостребованным. Поэтому сказать о том материале, что у меня его потребовала администрация, я не могу, потому что я уже не помню.
Адвокат: Вы уверены, что передавали или нет?
Бондарев: Если этот диск мой, запись моя - 100% уверен. Если он находится в этом деле, значит, я передавал.
Адвокат: Могли его списать с интернета?
Бондарев: Нет, не могли. Он изменен и сокращен. Там добавлены звуковые файлы.
Адвокат: Чем подтвердите, что это вы снимали?
Бондарев: У меня есть файлы, авторство в интернете.
Адвокат: Я тоже могу сказать, что это мои файлы.
Бондарев: Надо доказать? Я не знаю. Оригинал не сохранился. Только диск и запись на yutube.
Адвокат: Кто такой Вандышев - покажите его на записи.
Бондарев: Я его не видел.
Адвокат: Почему не снят процесс, когда Злотникова поднимается, или ее поднимают сотрудники полиции наверх? Тут прерывается съемка.
Бондарев: Не знаю, кажется, я ее наблюдал, как ее под руки вели. Не снимал, как она поднимается, снимал, как идут все люди наверх. И она.
Адвокат просит, чтобы этот момент показали на диске еще раз.
Судья отказывает.
Злотникова: Пусть Бондарев посмотрит Вандышева на фотографиях.
Обвинитель возражает, судья отказывает.
Злотникова: Почему вы не сняли мое задержание, хотя стояли рядом, - фабулу уголовного дела, когда я наносила удары?
Бондарев: Вы же видели, где я стоял. Я видел этот процесс: вы отказались подняться. Полицейские сказали: «Пусть сама поднимается». Что было потом - я просто вижу вашу спину, когда двое ведут вас за руки. И все.
Злотникова: Само задержание вы не сняли?
Бондарев: Само задержание я не снял.
Бондарев: Я все снял, что там происходило. Вы же все сами прекрасно видели (раздраженно). Ей предлагали подняться, она отказалась, стояла, скрестив руки.
Злотникова: Это ваши показания?
Бондарев: Это мои показания после просмотра видеопленки. То, что было два года назад, я не помню. Я исхожу из того, что увидел сейчас.
С.Н. Бондарев по просьбе М.И. Злотниковой рассказывает о человеке, который то ли залез в карман В.А.Цатурову у камня, то ли находился рядом. Это брат свидетеля П.Н. Бондарев, председатель Совета депутатов на 25.11.2012г. Он привез С.Н. Бондарева для съемки в «Спортбазу»,
рассказывал ранее свидетель.Злотникова делает заявление: глава администрации Бондарев П.Н. совершал преступление - грабеж - залез в карман к В.А. Цатурову.
Злотникова: А полиция при этом не применила никаких мер воздействия к этому человеку - полный сговор.
Бондарев: Почему, какой сговор? <…> Ваши друзья, обыскав карманы Бондарева (брата), никакого телефона в нем не обнаружили. На этом вопрос сразу был закрыт, так как господин Цатуров замолчал и больше ни разу не вспоминал.
С.Н. Бондарев говорит, что не видел, задержания Цатурова.
Перерыв.
Далее судья В.Д. Смагин рассматривает ходатайство защитника о незаконном возбуждении дела следователем Казачковым в июне 2013 г. без уведомления обвиняемой и ее адвоката Першина.
Судья: Приобщаются по жалобе [адвоката] истребованные судом (из архивов Троицкого суда - авт.)
материалы сопроводительного письмо <…> Далее имеется постановление Троицкого суда от 13.06.2013г.из которого следует, что была оставлена без удовлетворения жалоба заявителя, адвоката Першина. Жалоба была подана на незаконное возбуждение дела Казачкова в отношении Злотниковой.
Судья принимает ходатайство защиты об исследовании сопроводительного письма и «копии-диска», который находится в материалах делах. Однако В.Д. Смагин отказал защитнику в судебной медицинской экспертизе, которая бы идентифицировала сопроводительное письмо - не имеет отношения к делу.
Адвокат: Допрос свидетеля Бондарева подтверждает тот факт, что даже если видеозапись передавалась, эта передача никоим образом не оформлялась, никаких документов не составлялось. В материалах дела эти документы отсутствуют. Какого-либо подтверждение того, что запись сделана Бондаревым, что она не содержит признаков монтажа и [там] изображена действительно Злотникова, таких доказательств нет.<…> Копия сопроводительного письма [направленная в Троицкий суд] еще аж от 11 июня 2013 года
не содержала никакой приписки о направлении CD-диска».
Адвокат заявляет, что видеозапись в материалах дела - недопустимое доказательство, только со слов С.Н. Бондарева о происхождении и судьбе видеозаписи.
Обвинитель возражает и требует отказа. Считает, что для следствия подходят любые предметы, подходящие для следствия. Не сомневается в достоверности видеозаписи свидетеля и его действий (передачи сотрудникам полиции).
Судья: Для решения данного вопроса нужна оценка всей ситуации.
Допрос М.И.Злотниковой, обвиняемой.
Адвокат: Расскажите, что с вами произошло?
Злотникова: Визит был мирный - 25 ноября 2012 г. Меня пригласила ассоциация адвокатов «За права человека». Е. Архипов, руководитель этой ассоциации - я им доверяла, потому что они часто приглашали меня.<…> Приехали к трем часам (дня). У Цатурова были шашлыки, еще там были люди с шашлыками. Основная цель - положить цветы и зажечь свечи. Мне сказали, что там находится какой-то исторический камень - городище Перемышль - древний город. А в VI в. он был разрушен; там лежали останки стен от этого города. Никаких плакатов у нас не было.<…> Когда мы спустились вниз, сотрудники полиции начали вести себя неадекватно. Люди в штатском начали хватать за одежду нас; меня даже хватали люди в штатском за интимные органы. Полицеские не препятствовали и тоже противодействовали. Я стала возмущаться. Я приняла их за бандитов. <…> Все было направлено на провокации. Первая - кража телефона у Архипова. Это сделал человек, который находился рядом с полицейскими - не может гопник, находясь рядом с полицейскими, идти на кражу. Второй - мы знаем, что Бондарев - залез в карман Цатурову. <…> Меня продолжали толкать, пихать. Сотрудники полиции меня также пихали. Ну да, я какие -то реплики выносила. Может быть им не понравилось, что я давала интервью? Я сравнивала современную полицию с событиями столетней давности -1917 г. - есть, с чем сравнить. Я хотела время провести с друзьями, пожарить шашлыки <…> Когда я спустилась вниз, почему -то тут нет записи, - ко мне подошли и предложили пройти, не представившись, без причин. Окружили человек шесть полицейских. Ранее, когда я спускалась от памятника, человек в штатском схватил меня за руку и начал выкручивать. <…> А сотрудники полиции, когда предложили пройти, я отказалась - у меня был ужас внутри: телефоны воруют, руки выкручивают. И мне двое - это оказались Денисюк и Зубрицкий - заломили руки за спину. У меня куча заболеваний остеохондроз, артрит, артроз, остеопароз, сколиоз позвоночника, у меня больная рука. Когда мне заломили руки, у меня потемнело в глазах. Я несколько раз теряла сознание. Для чего это сделано? Рядом стояли мужчины - было человек десять - чтобы вступились? <…> Женщины пытались поднять наверх. Полицейские шли рядом, поэтому некоторым свидетелям казалось, что они меня вели. <…> Когда приехала «Скорая» померили давление, начала стали делать кардиограмму. Я была раздета. Мне давление, кардиограмма, сердцебиение, потому что давлением меня было 160 на 120 - нормальное 90 на 60 мерили. В это время открывались двери Скорой помощи и, опознали его как Бондарев, залезающего в карман Цатурову, и еще до пяти человек в штатском, залезали ко мне в машину. Я просто молчала и ничего не говорила. Они садились и смотрели. Они опять хотели сделать ст.38.2?
<…>
Злотникова: Почему нет видео моего задержания? Потому что ко мне физическое насилие применяли люди в два раза моложе меня. Такое, какое применяют к террористам, наверное, задержание, экстремистам. Но на мне опробовали эти приемы - они несовместимы с моим состоянием здоровья. Меня увезли в больницу Троицка и сразу положили под капельницу. Врач Скорой помощи запретила подниматься даже с кушетки, потому что у меня могло быть кровоизлияние.
<…>
Адвокат: Выдвигали вы какие - нибудь лозунги?
Злотникова: Просто возмущение, что полицейские совместно с людьми в штатском стали одной бандой.
Адвокат: В результате действия полиции, какие у вас появились телесные повреждения?
Злотникова: Это было зафиксировано сразу в больнице Троицка - меня отвезли в 16.00 -16.30. Гематомы на внутренних сторонах рук, ушибы на плечах - мне заламывали руки спецприемами, а мне сейчас уже 52 года.<…> Самое главное, врачи спасли меня от кровоизлияния в мозг.
Адвокат: Другие заболевания обострились?
Злотникова: До этого задержания я никогда не обращалась в больницу с гипертоническим кризом, с нарушениями сердечной деятельности. Здесь, в больнице Троицка, у меня было зафиксировано предынсультное состояние и первый гипертонический жизнь в моей жизни. До сегодняшнего времени я перенесла семь гипертонических кризов, что указано в больничных листах. [Я] предъявляла [их] Демидову (следователю) и он забирал карточку с больницы РАНКОМ Раменское, где я [тоже ] лечилась до 16 декабря. Первый эпикриз зафиксирован в больнице Троицка РАН. Родственники перевозили меня в 26 ноября в больницу Раменское.<…> И 19 ноября, когда в зал суда ворвались полицейские и препятствовали судебному заседанию судьи Рожкова, меня увезла Скорая помощь - дополнительный стресс, продолжение заболевания, в предынсультном состоянии.
Адвокат: Как-то эти травмы на вас, на ваше здоровье?
Злотникова: А как же. У меня фермерское хозяйство. Меня, когда увезли 25 ноября в больницу, лишили трудоспособности до 16 декабря. До сих пор я страдаю гипертонической болезнью и стенокардией. Часто нахожусь на больничном.
Адвокат: На ваше хозяйство как-то повлияло?
Злотникова: Конечно, у меня 1000 голов птицы - я не могла ими заниматься. Заморы птицы. Я не могла фиксировать и предъявлять претензии полиции. Я лечилась и до сих пор лечусь <…>
Адвокат: Сколько погибло?
Злотникова: Только тогда сотни голов.
Обвинитель: Вы говорите, вам заламывали руки? Вы сами реагировали?
Злотникова: А как я должна была реагировать, если мне заламывают руки и рядом со мной находится толпа полицейских? Кричала. Как я должна была реагировать, если я чувствовал потемнение в глазах - это зафиксировано в эпикризе г. Троицка.<> Это была такая боль, что я ничего не чувствовала. То у меня появлялся просвет в глазах, то пропадал. Я кричала, пыталась руки вырвать.
Обвинитель: Наносили удары ногами, руками?
Злотникова: А как могла наносить удары ногами, руками, если у меня вообще не было координации движений?
Обвинитель: Так же мы видели на видео, на одном из эпизодов, удар ладонью руки.
Адвокат: Возражаю. Это вопрос о допустимости этого доказательства еще не решен.
Судья отклоняет возражение адвоката.
Злотникова: Я не хотела наносить удар, я просто махала руками, потому что в это время меня хватали и толкали сотрудники. Я кричала, что меня щипают.
Третий главный центр судебных медицинских экспертиз. Заключение (18.05.2013). Какие повреждения имеются у М.И. Злотниковой, их количество, механизм образования? Возможно, что они получены так, как сообщает на допросе М.И. Злотникова? «Из медицинской карты известно, что Злотникова М.И. поступила на стационарное лечение ФГБУ больницы РАН г. Троицк 25.11.2012 в 18.02. При первичном осмотре в приемном отделении предъявляла жалобы на боль в правой руке. Заболела остро 25.11.12, когда во время отрицательных эмоций появилось головокружение, головная боль, предобморочное состояние. Со слов пациентки, ее избивали. Была вызвана Скорая медицинская помощь.<…> Ранее повышения давления не было <…>Общее состояние удовлетворительное <…>Основное заболевание - артериальная гипертония 1;2 <…>Сопутствующие заболевания: <…> ушиб мягких тканей. При осмотре дежурным травматологом в 17. 50 - ушибы и гематомы во внутренней поверхности левого плеча <…> Заключение: ушибы и гематомы левого плеча, ушибы правого плечевого сустава. При осмотре дежурным терапевтом в 20.25.: состояние удовлетворительное, адекватное».
И дальше, как все произошло: «Имеющиеся повреждения причинены [Злотниковой] тупым твердым предметом, или предметами, с сохраняющей травмирующей поверхностью, либо поверхностями. О чем свидетельствует характер и размеры. Повреждения не имели каких-либо характерных особенностей, которые смогли бы [показать] индивидуальные свойства предмета<> Механизм образования повреждений - удары. <> Ответить на вопрос: «Возможно ли получить удары при обстоятельствах, изложенных Злотниковой», - не представляется возможным», так как протокол допроса Злотниковой на сегодня не представлен».
Хронику составила Анна Разваляева