Думаю, все читали:
http://www.snob.ru/selected/entry/45522Задалась вопросом: я - один такой странный человек, которому этот эксперимент кажется слишком искусственным, а вывод-проблема - кривым и надуманным?
Зачем подростка помещать "в одиночную камеру"? Какой особый навык развивает изоляция?
Испокон веков гомо сапиенсы разных поколений социализировались, общались во время рабочих заданий. Передавали опыт или пытались скрасить болтовней монотонный труд. Ну, пастушок следил за коровами один и играл на дудочке сам себе и коровам. Или рыбак на лодке сам уходил. А остальные? Вместе работали, переговаривались. Существовали вечерние посиделки для молодежи, особенно в холодный, дождливый сезон или после сбора урожая - именно для социализации. Интересно было бы послушать, что они там говорили 200 лет назад.
О чем сейчас щебечут берберы, ведущие скот на водопой, что говорят друг другу индейцы в Южной Америке? Автор эссе и их леммингами назвала бы...
Да, где-то обряд инициации как раз включал пребывание в одиночестве. А мы знаем, как на него реагировали подростки? У них, что ли, не было "ломки" по общению с родными или теми, кто им нравился? И, возвращаясь к цели такой практики: а что они приобретали в одиночестве?
Мне лично все равно, может ли гражданин N музицировать, лепить, читать и играть 8 часов подряд сам с собой. И не все равно, каким этот же гражданин N окажется в общении или совместном решении проблем.