Рисунок с сайта ft.com (financial times)
20 последних лет масс-медиа мир ведет горячие споры о том, как привлекать и удерживать молодую аудиторию. Не секрет, что молодые люди читают все меньше и меньше газет, да и с традиционными ТВ и радио у них тоже отношения не очень-то складываются (конечно, если не принимать во внимание "Дом-2"). Спорили-то спорили, а у самих тинейджеров при этом ничего не спрашивали - вероятно полагали, что ничего вразумительного они сказать не смогут. Но не так давно доклад 15-летнего британского школьника
«How Teenagers Consume Media» взорвал медиа-сообщество. Юный Мэттью Робсон проходил стажировку в банке Morgan Stanley, где его попросили описать привычки его сверстников в потреблении информации. Вполне ожидаемые выводы вроде "Ни один тинейджер из тех, кого я знаю,не читает газет регулярно" были восприняты издателями как откровение. Подробности под катом.
Доклад инвестиционного банка Morgan Stanley - «Как подростки потребляют медиа» - стал настоящей сенсацией в мире средств массовой информации. Автор доклада - 15-летний Мэттью Робсон, который проходил в банке стажировку. Как-то Мэттью попросили описать привычки и пристрастия его сверстников в сфере СМИ: результаты оказались столь ошеломляющими, что их решено было опубликовать как отдельный доклад (
можно прочитать полностью по ссылке на англ. яз.).
Частично заявления Мэттью носят революционный характер. Остальные пункты привлекли внимание не своей новизной, а тем, что наконец сама молодёжь высказала то, о чём эксперты подозревали уже давно. Откровения Мэттью важны не только для специалистов в области новых медиа, но и для газетчиков. Пусть сегодня 15-летние - не основная целевая аудитория газет и журналов, но лет через десять-двадцать они ею станут, и тогда их предпочтения придётся принять во внимание. Иначе газетная индустрия рискует остаться без своих читателей.
Ключевые выводы. Тинейджеры потребляют больше разнообразных медиа, но не так, как привыкли более старшие поколения, и вовсе не готовы за это платить. Они предпочитают конвергированный контент, который можно использовать и в интернете, и на iPod, и в мобильном телефоне.
Печатные газеты. Ни один тинейджер из тех, кого я знаю, пишет Робсон, не читает газет регулярно - на это просто нет времени, во-первых, а во-вторых - читать страницу за страницей скучно и неинтересно: гораздо проще получить сводку новостей в интернете или по ТВ. Не менее важная причина - цена, которую приходится платить за покупку печати. Этим объясняется относительная популярность бесплатных газет - за них не нужно платить, и таблоидов - благодаря компактному формату, их удобно читать в общественном транспорте, например, лондонскую The Metro. Впрочем, стоило понизить цену на британскую газету The Sun, как её стало читать всё больше тинейджеров, считает Робсон.
Музыка. Печать уместно сравнить с музыкальной индустрией: подростки очень неохотно платят за музыкальные композиции и гораздо охотнее скачивают их бесплатно и нелегально, посредством файлообменных сетей. «Большинство моих друзей никогда не покупало CD», - объясняет Мэттью. При этом музыку обычно слушают в то время, пока делают что-то другое: работают на компьютере, куда-то едут. И это затрудняет ответ на вопрос: сколько часов в день вы слушаете музыку?
Популярность торрентов объясняется просто: это возможность не только скачать музыку бесплатно, но и получить именно то, что хочется в данный момент. По этой причине падает популярность музыкального ТВ: там тоже всё бесплатно, но ты не можешь выбрать, что именно хочешь слушать. Выбор за тебя делает ди-джей.
Самое популярное устройство для прослушивания музыки - iPod, однако он доступен только тинейджерам из семей с высоким уровнем дохода. Они же более или менее регулярно скачивают музыку из онлайнового магазина iTunes, но это считается слишком дорогим удовольствием. Менее состоятельные подростки слушают музыку с помощью мобильного телефона.
Радио. Подростки не слушают радио на регулярной основе, но иногда его включают, чтобы послушать музыку. Это, однако, становится всё менее популярным, как и в случае с музыкальным телевидением, после появления таких сервисов, как Last.fm, где можно слушать любимые композиции, а не всё подряд, что крутят на радио.
ТВ. Подростки любят смотреть ТВ, но делают это нерегулярно. Всё зависит от конкретной программы: какие-то из них могут быть особенно популярными, но может выдаться сезон, когда ТВ вообще не будут смотреть. Стоит учитывать и то, что ТВ стали меньше смотреть из-за появления такого сервиса, как BBC iPlayer, который позволяет смотреть передачи этого телеканала в любое удобное время.
Новые медиа. Социальные сети очень популярны у молодёжи, но Twitter популярен в разы меньше Facebook. Причина проста: Facebook позволяет пользователям общаться и изучать аккаунты друг друга, а сервис микроблогов - нет, и это снижает интерес к нему. После апробации ресурса большинство подростков перестаёт вести записи. Этот факт стоит учитывать и газетам: вместо того, чтобы вести микроблог, им стоит организовывать свои фанатские странички на Facebook. По словам Мэттью Робсона, в Facebook зарегистрирован почти каждый, кто пользуется интернетом, и заходит в соцсеть около 4-х раз в неделю.
Реклама. Тинейджеров, оказывается, сильно
раздражает онлайновая реклама - как баннеры, так и всплывающие окна (pop up). На неё вообще стараются не обращать внимания. А вот вирусный маркетинг раздражения не вызывает.
Гаджеты. Среди молодёжи популярны беспроводные устройства, в частности, букридеры. А также те, которые имеют сенсорные экраны. Всё, что имеет провода, среди тинейджеров не котируется. При этом, если говорить о связи, Wi-Fi предпочтительнее 3G.
Несмотря на спорность многих пунктов, вокруг доклада создался настоящий ажиотаж. В обсуждении поучаствовали многие авторитетные британские издания:
The Financial Times,
The Telegraph, The Guardian.
Так,
The Guardian опубликовала ответ на доклад двух британских девочек 16 и 17 лет, которые заявили, что один 15-летний лондонский подросток не может отвечать за всех тинейджеров Великобритании. Так, одна из участниц опроса газеты категорически не согласись с тем, что подростки не читают газет - читают, и не только бесплатные. Это могут быть воскресные приложения, но читают их на регулярной основе. Тут больше зависит от воспитания и привычек внутри семьи, чем от возраста.
Участницы опроса подтвердили, что Twitter популярен у более возрастных групп, которым интересно наблюдать за молодым поколением, а также у звёзд шоу-бизнеса, которые ведут свои микроблоги и рассказывают там всякую ерунду. Однако опрашиваемые не согласились с тем, что радио слушают только ради музыки. Ток-шоу, которые транслируются поздно ночью, входят в обязательный ежедневный рацион.
(с)
"Частный Корреспондент".Оригинал статьи PS. Впрочем, я сомневаюсь, что наблюдения, на которых основан доклад, можно переносить на нашу почву. У нас в принципе нет культуры потребления СМИ, которая прививалась людям на Западе десятилетиями. Наша молодежь если и была когда-то со СМИ, то уходит уже исключительно в свои плееры и на торрент-ресурсы. На мой взгляд, зацепить молодую аудиторию статичными новостями, даже в интернете, уже нельзя - только интерактив, только "живые" новости, которые тут же обрастают комментариями, на которые мгновенно реагируют журналисты... Вот как-то так. Думаю, в ближайшие годы ландшафт воронежских СМИ изменится до неузнаваемости.