Нефертити реконструкцияЦарь-еретик Эхнатон, проведший религиозную реформу, стремился избавиться от любых символов опального бога Амон, в том числе и тех, которые связывали с его супругой богиней Мут. Он даже приказал уничтожать на памятниках иероглиф «Мать», который как уже говорилось, изображался в виде грифа. И естественно чепец Нерет в виде самки грифа не мог украшать головку цариц, которые отныне поклонялись солнечному диску Атону.
Уже мать Эхнатона, властная царица Тейе начала изображаться в иной короне. Она вела свое происхождение от круглой короны-платформы. Только урей.
Статуя британского музея, изображающая царицу Тейе, найдена Бельцони на территории огромного заупокойного храма Аенхотепа III в Ком эль-хеттан.При Эхнатоне вошел в обиход новый головной убор, который носили три царицы - его мать Тейе, его супруга Нефертити, и сестра Нефертити царица Мутноджемет, супруга фараона Хоремхеба.
Он был синего цвета с плоским верхом, фронтальную часть которого венчает царский урей.
Бюст Нефертити Мутноджемет в облике азиатского сфинкса в высоком парике,
украшенном цветами. Рельеф на престоле скульптурной группы Хоремхеба и Мутноджемет. Гранит. Турин, Египетский музей. (с) фото Солкин, 2004
Тейе еще раз предстает в облике сфинкса в такой же короне уже в скульптуре в своем храмовом комплексе Седеинге (Нубия).
Фрагмент ювелирного изделия с изображением царицы Тейе в облике женского Сфинкса, хранящего имя царя. Сердолик. Нью-Йорк, Музей Метрополитен, 14 век до н.э.Корона Тейе и Мутнодженеб отличается тем, что к ней приписываются растительные мотивы, а у Тейе еще и лента.
Примечательно, что из трех женщин только Нефертити появляется в этом уборе не облике сфинкса. Имеется в виду из известных изображений.
Изваянная из известняка и окрашенная скульптурная группа, изображающая царскую чету. Аменхотеп IV (Эхнатон), держащий за руку Нефертити (XVIII династия. Париж, Лувр).Нефертити единственная из трех, кто был изображен в этой короне не в виде сфинкса. (Имеется в виду, по известным изображениям).
Известно, что подобный убор украшался золотыми инкрустированными лентами, уреем, иногда перьями или символом Хатхор - коровьими рогами, между которыми восходит солнечный диск. На некоторых изображениях его поверхность покрыта стилизованными локонами, которые позволяют предположить, что это был парик синего цвета, цвета волос богов. (например, М.Э. Матье, 1965). Крепеж таких уборов довольно простой - все монтируется на золоченой основе, которая на затылке стягивается лентами.
Его корни выводят из Азии. Вот примерный аналог ему.
Сирийская богиня Астарта в виде сфинкса
Даже само изображение Мутнодженеб и Тейе в виде сфинкса в похожей позе, подтверждает эту гипотезу.
Исходя из контекста подобных изображений египетских цариц, можно заключить, что таким образом они рассматривались в качестве воплощения грозной дочери Ра, его Ока, которая в гневе удалилась в чужеземные страны и, умиротворившись, вернулась в Египет.
Подобный высокий головной убор просуществовал недолго, он ушел в прошлое вместе с блистательной амарнской эпохой.
Ранее царь и царица представали в виде божественной пары Гор и Хатхор. В эпоху Амарны, царица ассоциировалась с богиней Тефнут, и считалась супругой Шу. То есть теперь царственная чета представала непосредственными детьми солнечного бога Ра-Атума.