Многогрудая мать Нисаба

Apr 02, 2018 21:12




Статуэтка богини, кормящей ребенка, найденная Л.Вулли в древнем Уре убейдской эпохи
Когда шумеры покинули свой родной остров Дильмун и прибыли в Междуречье Тигра и Ефрата, они нашли здесь не пустырь, а развитую культуру, которая уже строила первобытные храмы, где покланялась своим богам. Предполагают, что создателями этой культуры (Убейдской) были носители так называемых прототигридских или  "банановых языков", прозванные так, из-за того, что в именах, которыми они называли своих богов, повторяется один и тот же слог, как в слове "Банан". Именно они первыми стали почитать богиню Инанну и бога Хубабу, превратившееся у шумеров в чудовище.
В убейдских храмах, возведенных на монументальных платформах, были обнаружены загадочные статуэтки. Это женщины, судя по тому, что они имели женские половые органы и грудь, у которой часто находился ребенок.




Вроде бы ничего особенного, таких кормящих богинь по всему Ближнему Востоку и Древней Европе огромное множество. Но людей, которые их видели, волновало лицо богинь, напоминающее морду, то ли овцы, то ли змеи. А еще странные налепы на широких плечах статуэток.
Статуэтки, как в случае с японскими Догу,  объявляли то инопланетянами-рептилоидами, то просто божеством змеёй.
Но на самом деле, инопланетяне опять не причем, впрочим, как и змеи.
Экзотический вид им придала постепенная схематизация мелкой глипики, приведение к опредленному канону.
На фото ниже, видно, как это происходит. У  менее схематизированной мужской статуэтки слева экзотичны лишь высокая макушка головы и глаза в форме кофейных зерен.



Традиция изображать глаза в форме кофейных зерен начали уже в предшествующей убедской культурееще в Самаррской культуре, которая предшествовала Убейдской.



Головки от статуэток, найденныхв Чога-Мами, Самаррская культура.
Гораздо интереснее рептилоидного  вида статуэток, налепы в виде шишечек на плечах, что может быть схематичным изображением сосков. На фрагментированных статуэтках такими сосками усеяны все руки.
Грудь и соски - это самый известный символ плодородия, касающийся, как женских так и мужских божеств.

Многогрудые божества в мифологии не редкость. Самая известная - это, конечно же, многогрудая Артемида Эфесская.
Но в междуречье Тигра и Евфрата имелась своя многогрудая богиня - это шумерская Нисаба.

Кроме множества сосков, у неё еще и множество ушей было.

Богиня Нисаба, известная по древним шумерским текстам, считалась самой сутью, душой растительности. Вся её воля и активность связана с растениями, и там, где их нет, она не властна. На этом основании её не редко отождествляли с матерью съедобных растений Нинхурсаг.



Богиня Нисаба шумерского происхождения, но она была синкретизирована с местным  божеством, которое почитали в виде многогрудой богини.

Первоначально имя богини звучало, как Нин-Ше-ба (Госпожа ячменя).  А одно из её имен звучало, как "На-а-а", что значит "множество".

Её история весьма интересная. Родившись, как божество ячменя, который кроме утилитарных нужд, приносили еще и в жертву богам, Нисаба стала повелевать процессом учета этого ячменя, со временем на её  плечи переложили все учетные и счетные работы. Под конец шумерской истории Нисаба стала богиней школ и письменности, и стала писцом богов.

Нидаба - ты, что (вновь) строишь заброшенные жилища,
(вновь) учреждаешь покинутые [святилища - ?],
(вновь) воздвигаешь рухнувшие (изображенья) богов,
умелая домохозяйка Ана,
госпожа, чье приближенье вызывает созиданье.
Нидаба, ради тебя (люди) умащают головы,
и омывают руки; тебя почитают как должно.
Госпожа, это ты прилагаешь руку
к искусно сделанным (писчим) табличкам в стране,
твой совет обращен к тем, кто (орудует) палочкой тростниковой.
Это ты наполняешь сердце Энлиля счастьем,
госпожа, это ты -пропитанье для Экура (храма его),
это ты - питье для (храма) Эанны,
это ты - радость Экура, храма Энлиля;
(что до) великих богов, ты - дыхание жизни
их прародителя.
О госпожа, ты прочно утверждена Энлилем,
Нидаба, ты пиво ячменное - это более, нежели хлеб;
Нидаба, ты - прочнейшее из оснований
царственности.
Нидаба, там, где ты не хранишься в грудах,
не селятся люди, не строятся города,
не воздвигнут дворец; нет царя, облеченного властью,
омовение рук пред богами (до принесения жертвы)
не совершается так, как должно.
Нидаба, там, где тебя нет поблизости,
загонов нет для скота, не строят овчарен
и не тешит сердца пастух тростниковой флейтой.
Шумерский гимн Нисабе
Нисаба обитала в тростнике из которого строили жилища и изготавливали писчие палочки.



Нисаба в тростнике
На оттисках печати, где изображено поклонение богиням плодородия, можно заметить побеги ячменя и других злаков, которые выходят из плеч богини, и иногда из бедер, так же как на убейдских статуэтках, соски располагались на плечах и руках.






У бога Энки, который тоже был связан с плодородием, из плеч и бедер так же выходят побеги  полезных растений.





Так что история многогрудой Артемиды,  как и многие другие божественные истории, уходит своими корнями в междуречье двух рек, ставшими знаковыми для всего человечества.

Неолит, Артемида, Месопотамия, Самаррская культура

Previous post Next post
Up