Культ
Артемиды Брауронии был не единственным культом богини-медведицы в Древней Греции. Очень интересно, что животное, которое в России олицетворяет мощь и непобедимость нашей страны, в Греции ассоциировалось с куротрофными божествами, божествами-няньками. То ли греки подметили, как медведица заботлива по отношению к своим детям, то ли все дело в антропоморфном облике медведя, особенно когда он на задние лапы встает.
Согласно мифам, мать олимпийцев Рея искала на Крите убежище от своего мужа Кроноса, который мечтал съесть её ребенка Зевса, как это у него повелось. Две медведицы - Хелик и Киносура (согласно иным мифам это были просто нимфы) спрятали младенца в пещере на горе Ида и заботились о нем, пока не повзрослел. В благодарность, повзрослевший громовержец поместил своих нянек на небо, как Большую и Малую Медведицу. Есть и другие варианты мифа, в котором присутствует рой пчел, коза Амалфея, собаки.
В этом догреческом мифе отразилось древнейшее предание о божественном ребенке, воспитанном животными.
Город Киносура существовал на северо-западном побережье Крита (Акротири), и сегодня здесь можно увидеть "Медвежьи пещеры" (Акроудия). Это внушительные сталагмиты, которые напоминают собой медведя. В этой пещере обнаружены фрагменты изображений Артемиды и Аполлона, датированные классическим периодом.
Сегодня здесь почитают Богородицу Пещеры Медведя (Панагия Акроудиотисса). Согласно местной легенде, Богородица вошла в пещеру, чтобы найти тень, но столкнулась с медведем, который превратил её в камень.
В изолированной горной местности Пелопоннеса, известной, как Аркадия (от арктос - медведь), сохранилось предание, переданное нам Павсанием о том, что Зевс родился именно здесь. Он полюбил прекрасную дочь местного царя Ликаона Каллисто. Но на беду девушка была почитательницей девственной богини Артемиды и не могла принять любовь мужчины. Что бы соблазнить её, Зевс принял облик Богини Охоты и разделил с ней ложе.
Бартелеми Жан-Симон, Юпитер и Каллисто
Любовь дала свои плоды, и Каллисто забеременела. Чтобы уберечь от гнева ревнивой Геры, Зевс обратил любимую в медведицу. Очень скоро её изловили волопасы и отдали царю Ликаоны, отцу девушки, где она родила мальчика Аркада. Но зло на Каллисто затаила не только Гера, но и бывшая госпожа Артемида, ведь она нарушила обед девства. Уже подросшего Аркада богиня послала убить медведицу. Вновь вмешался Зевс, поместив и мать и сына на небо.
Сын Аркад встречает свою мать Каллисто
(гравюра из первого тома поэмы "Метаморфозы" Овидия, Париж, 1767 г.)
Судя по тому, что эпитет Каллисто носила сама Артемида, мы имеем дело с отголосками мифа о божестве Медведицы, сходного с Латоновой дочерью по функциям. Был у этого синкретизированного божества храм на холме, где по описаниям Павсания была могила Каллисто. Здесь были найдены подношения в виде искусственной груди и вульвы. То есть, Каллисто покровительствовала беременным и родившим женщинам, как и Браурония.
Здесь мы видим все то же - небесный ребенок, рожденный (воспитанный) медведицей, мотив превращения человека в зверя.
В Афинах в храме Брауронии тоже наблюдается замена медведицы человеком. Девушки, которые должны были пройти посвящение в храме, носили в древности одеяния из шкур медведя, позднее замененное на обычное, шафранового цвета. Они подражали медведице в своем танце Арктоя. На последнем этапе своей службе в храме, Медведицы сбрасывали свои одеяния, становясь Девушками, а не зверями.
Девушки медведицы из храма Брауронии танцуют в честь Артемиды,
скинув свои шафрановые одеяния.
Медвежьи черты наблюдаются у некоторых фракийских божеств, отождествляемых с Артемидой.
Скульптурная группа, изображающая кельтскую богиню охоты Артио и медведицу под деревом, второго века до н.э. тоже интересна. Её посвятила Артио женщина Лицилла Сабинелла. Исследовав внимательно, скульптуру, ученые пришли к выводу, что богиня, сидящая на троне и держащая в руках чашу с фруктами - это позднее дополнение. Изначально скульптура состояла только из медведицы под деревом.
Очевидно, богиня, подражающая в своей позе кельтским божествам Матрес, была добавлена в период, когда у кельтских племен произошел переход от зооморфных изображений божеств к антропоморфным. То есть, когда Богиня, скинув свою звериную шкуру, стала женщиной. (подробнее о кельтских богинях-медведицах -
здесь).
У Артио прослеживается связь с греческой Артемидой, так же как и у другой богини-медведицы кельтов Андарты (корень Арт).
И в линейном письме В (язык крито-микенских надписей) есть имена "А-те-ми-то" и "А-те-ми-те" (некоторые надписи из города Пилос).
Но вера в древнюю медвежью богиню-няньку прослеживается у народов Европы и Азии с неолитических времен.