Ортия

Feb 14, 2018 14:55




Мемориальная доска из храма Артемиды Ортии в Спарте. На ней изображена спартанская богиня Ортия, затем отождествленная с Артемидой под именем Артемиды Ортии. она держит за головы двух птиц, стоя в позе Владычицы зверей. Вместо крыльев, типичной черты иконографии Ортии, на плечах божества две птицы
Раз уж я заговорила об Артемиде Брауронии, то не могу не вспомнить культ Артемиды Ортии из Спарты.
Сразу заострю внимание, что, судя по вотивным надписям, богиню звали Ортия, позднее появляются упоминание о ней, как об Артемиде Ортии, но изначально культ устанавливался, как поклонение некой богине доолимпийской религии. Необязательно, что Артемиду Ортию стоит идентифицировать с панэллинской Артемидой. Да, она отвечала за растительность и благополучные роды, но, похоже, в Спарте, мы имеет дело с самостоятельным, развившимся из крито-микенского материала божеством. У Ортии акцентировались её функции божества  плодородия.
Позднее её храм стал центром религиозного образования для молодых воинов.

Еще в юношескую свою пору, когда я наткнулась на упоминание об этом культе в книге Андреева Ю.В. "Архаическая Спарта", мне показалось забавным, что воинственные спартанцы более Ареса чтут Артемиду. И юная поросль спартанских воинов проходят свои посвящения в храме богини-женщины.
И ведь действительно, большая часть греческих женских божеств были так или иначе ориентированы на семью, особенно женскую её составляющую. А вот в Спарте было не так, поскольку этот народ акцентировался на общинных, а не семейных связях.

Немного о том, что представляла из себя эта загадочная Ортия

Нормального объяснения слову Ортия - "Прямостоящая" - нет. Павсаний заявляет, что это оттого, что дорийцы, вторгнувшиеся в Лакедемон, нашли в зарослях ивы стоящую вертикально деревянную статую Артемиды. За счет того, что ивовые ветви, оплетя идол, удерживали его прямо, эту Артемиду зовут не только Ортией (Прямостоящей), но и Лигодесмой ("Связанной ивой").

Спартанскую богиню изображали крылатой, богато украшенной женщиной, часто в позе Потии Терон, держащей за головы двух животных. На голове её корона или что-то вроде русского кокошника (или митры). Одета она в плате, закрывающее ноги до щиколоток и покрытое геометрическим орнаментом, который сам по себе интересен для исследования.



Спартанский рельеф Ортии 7 в., держащей двух птиц (слева),  и вотивная бляшка из подношений
Почти все изображения (особенно свинцовые вотивы) воспроизводят один и тот же древний тип Ортии, что изображался на костяных планшетках (левое изображение сверху). Не всегда у Ортии есть крылья, иногда она стоит в иератической позе с поднятой в верх руками. У Ортии интересное лицо - сильно выделенный подбородок и острый, порой похожий на клюв нос. Похоже, что мастера намеренно пытались придать богине максимальное сходство с птицей. На некоторых изображениях у Артемиды Ортии вместо человеческой головы присутствует птичья. Что вызывает в памяти изображения женщин-птиц из терракоты. Не от этих ли птичьих богинь "растут ноги" у Ортии?


Три терракотовые микенские фигурки женщин-птиц, 1400-1200 гг. до н.э.Не случайно, что птицы частый спутник Ортии в её форме Владычицы Зверей. Наиболее же популярные животные, которые изображали в Храме с Ортией - это львы и лошади, начиная с 500 г до н.э. их вытесняет олень.




Следующий вид изображений Ортии, где она восседает меж двух коней, интерпретируют по-разному - это "Лошадиный трон", колесница, наиболее же частое объяснение основана на том, что низ у так коней похож на рыбий хвост. И это связывает Ортию с водной стихией, с Посейдоном, если хотите, который бороздил свое царство на гиппокампах (водяных конях),  а так же был покровителем лошадей и конных скачек.


Свинцовые вотивные бляшки из святили Ортии
О Святилище Ортии и инициальных ритуалах

Святилище Ортии у южного берега реки Эврота было самым важным для Спартанцев. Ведь одних только свинцовых и глиняных фигурок, считавшихся самыми доступными подношениями, отыскали более 100 000 штук! Этот вид подношений стал массовым в 6 веке до н.э. и отливался в тех же формах, что и изделия из дорогих (золото, серебро) металлов




Таких бляшек очень-очень много (около 100 000 шт.), и они изображают не только Ортию, но и воинов и животных.
Но свинцовые изображения богини самые многочисленные.

Что интересно в позе Понтии Террон такие свинцовые "богини" встречаются редко, в основном это просто крылатые женщины. Однако все же встречаются. И они необычны, резко выделяются по своему стилю.

Недорогие свинцовые подношения оставляли, как бедные, так и более состоятельные граждане. То есть в Спарте был изобретен нехитрый способ "обмануть" божество, удовлетворяя его запросы более дешевым и доступным способом, уравнивая и бедных и богатых в том вопросе. Одинаковое по ценности подношение - одинаковое отношение божества к просящим.
Кроме свинцовых и глиняных бляшек, так же распространены фигурки Богини из кости. Это уже более дорогое подношение. Их так же иногда заменяли более дешевые терракотовыми аналогами.



Богиня здесь изображена без крыльев, в виде статной, богато украшенной женщины,
Такое вот сосуществование многочисленных свинцовых вотивов, с гораздо меньшим числом, пусть не роскошных, но все же значительно более дорогих изделий из слоновой кости, драгоценных металлов, фаянса и янтаря, свидетельствует о противостоянии двух классов и двух систем жизненных ценностей - крестьянской умеренности и аристократической любви к роскоши. И крестьянство в какой-то мере подражало аристократам принося в дар Ортии похожие предметы, пусть из более дешевых материалов (Андреев Ю.В."Архаичная Спарта")

Это святилище существовало,  с 10 в. до н.э., возможно, со времен основания самого Спартанского государства. В период архаики оно представляло собой замкнутую священную территорию с алтарем на востоке и маленьким деревянным храмом на западе с каменным основанием. Этот храм датирован 7 в. до н.э. В 570 г. до н.э. оно было разрушено (вероятная причина - наводнение из-за разлива Эврота), и он был заменен на каменный. Строительство финансировали Леонид и Агеселай.



Мужественный спартанский царь Леонид, который со словами "Это Спарта!", одной правой ступней отправляет персидского посланника в каменный колодец,
тоже чтил Ортию (кадр из фильма "300 спартанцев")

В этом храме стояла деревянная статуя богини. О ней так же есть рассказ у Павсания, и он утверждал, что это был тот самый идол, который Орест украл у тавров, и который, как считают другие, стоял в Брауронии.
Легенда гласит, что спартанцы из четырех окрестных сел поссорились во время жертвоприношения Ортии. Большинство из них перебили друг друга, а те кто выжил, погибли потом из-за загадочного мора. неизвестно был ли этот мор наслан на них Ортией, но Оракул объявил, что алтарь богини должен быть окрашен человеческой кровью. Так были установлены человеческие жертвоприношения, которые определяли по жребию.
После возвышения легендарного царя Ликурга человеческие жертвы были отменены, но чтобы удовлетворить жажду крови суровой богини, было учрежден ежегодный обычай  Диаматигостис, во время которого юношей Спарты избивали хлыстами до крови. Бичевание продолжалось целый день, а их родители наблюдали за этим и вместо жалости, требовали от них вытерпеть как можно дольше (Лукиан). Мальчишки бравировали, соревнуясь между собой, кто из них дольше вытерпит. И победителя затем чествовали, как героя (Плутарх).
Считалось, что молодые люди, таким образом, проходят проверку на выносливость. Чтобы стать достойным защитником отечества, молодое поколение должно было расти сильным и презирать мучения. Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн.
Кровью юношей орошался алтарь бесстрастной богини. А жрица, что наблюдала за действием, держала в руках деревянное изображение Ортии. Это изображение было маленьким и легким, но если жрица замечала, что бичующий жалел какого-нибудь мальчика из-за его высокого положения в обществе или телесной красоты, идол в руках "становился тяжелым", жрица жаловалась, что из-за них она не в состоянии его удержать (Павсаний).
В эпоху господства Рима этот обряд был настолько популярен, что даже выстроили амфитеатр для зрителей, приехавших со всех уголков империи  понаблюдать, как молодое поколение спартанцев избивают во славу Ортии. Иногда такой обряд заканчивался даже смертью, потому что мальчики не хотели сдаваться, когда за ними наблюдают глаза их отцов и матерей, что  откатывало спартанцев назад, ко временам человеческих жертвоприношений.
В честь таких юношей устанавливали за государственный счет статуи (Лукиан).


Так храм Ортии выглядел со 2-го в. до н.э., когда римляне сделали к нему пристройку в виде амфитеатра
Ксенофонт  (его упоминание о Диамастигостисе самые ранние) утверждает, что пороли не всех, а только тех, кто украл сыр с алтаря и был пойман. За это его секли на алтаре Ортии. Это тоже трактуют, как часть инициаций, первоначально испытания могли состоять в том, чтобы украсть и не быть пойманными. А порка была аналогом взбивания сыра.
Сыр был важным продуктом для спартанцем, потому имел сакральное значение.
Я нашла одну интересную версию в англоязычном интернете (можете почитать) - "Луна сделана из молодого сыра". Передам её суть вкратце.  Она основана на сравнении царицы Спарты Елены с древней местной богиней или жрицей. Её имя выводят из слова "Луна" или названия специальной ритуальной корзины, в которой носили пожертвования для местной спартанской богини Луны. В ряде греческих культов известен ритуал, в котором благородные девушки несли корзины с пожертвованием. Такие корзины назывались Гелен (от наименования Ивы - Гелис, из которой они были сплетены),
В легенде Павсания, Ортию находят в зарослях ивовых кустов, которые оплели её подобно корзине и не давали упасть, потому и назвали её "Прямостоящая". Девушки носили такие ивовые кузовки на голове, потому тоже шли прямо, словно молодое деревце.


Сама Ортия носила на своей голове массивную корону  (чем не корзину?)
и оттого всегда держала королевскую осанку, была "Прямостоящей"
 Содержимое корзин неизвестно, но в статье предполагают, что это был молодой сыр. Спартанских юношей, по Ксенофонту, избивали, словно имитируя сбивание сыра, который был важной частью ритуалов в честь Ортии.
Некогда процесс приготовления сыра был настоящим "волшебством", которому могла покровительствовать богиня животного мира (сыр из молока животных) и плодородия.



Подобные терракотовые фигурки обнаженных богинь, подчеркивают роль Ортии, как богини плодородияСекретом был процесс разделение молока на сыворотку и творог. Затем сыры могли дозревать в плотносплетеных корзинах. На греческом острове Лемнос до сих пор есть сыр од названием Калатаки - "корзина сыра", он производится в плетеных корзинах. Ну и известная метафора, которая сравнивает луну и сыр тоже в копилку фактов об отождествлении сыра и богини Луны.

Находки небольших бронзовых и свинцовых гоплитов указывают на то, что юноши в результате всех испытаний переходили в статус воина. (появление свинцовых фигурок вооруженных воинов связано с зарождением новой социальной прослойки гоплитов)

Кроме спартанских юношей Артемида Ортия заведовала так же инициальными обрядами спартанок. Как и в Брауронии женщины даровали свои одежды богине во время праздника в её честь. А хор юных девушек пел ей хвалебную песнь и исполнял танец для неё. Множество даров, связанного с женской повседневной жизнью (украшения, швейные принадлежности) свидетельствует, что Ортия покровительствовало нескольким стадиям женского взросления.

Как и у Артемиды Брауронии была спутница Ифигения, так и у Ортии в её спартанском святилище на берегах Эврота тоже была пара - богиня благополучных родов Илифия. Некоторые подношения в храме оставлены именно ей, или Артемиде Ортии-Илифии. Очевидно, их оставляли женщин, удачно разрешившиеся от бремени или, наоборот, желавшие испросить для себя удачи в будущих родах.

Артемида, Религия, богиня птица, Владычица зверей, инициации, Греческая мифология, обряд, Микенцы, Покровительница лошадей, Святилище, Жрицы, атрибуты, Богиня на кошачьем хищнике, Луна, Идол

Previous post Next post
Up