"Похищение Европы", Илья Панек, современное искусствоМиф о Европе, похищенной Зевсом в образе быка, которую он доставил на остров Крит, является основополагающим для той части суши, где проживает основная масса потомков индоевропейских народов. Поскольку в результате того события эта часть континента получила свое имя, которое ему одолжила финикийская царевна.
Можно почти с полной уверенностью сказать, что в образе Европы перед нами предстает подлинное древнее божество, но вопрос я ставлю такой - божеством какого народа она было: финикийского, коим управлял её отец, или все же критского, чью династию она основала? Насколько далеко за морем находились те берега с которых она пришла?
Чем так привлекает древнегреческая мифология, так это увлекательным сплавом протогреческих, общих индоевропейских, месопотамских и анатолийских черт. Наиболее же сильное влияние происходит от догреческих аборигенов, из которых минойцы были самими известными.
Вкратце сюжет мифа таков. Дочь царя Сидона похищает Зевс в образе быка (имя которому Астерион - Звездный, что так же и имя Минотавра, внука Европы), доставленную на остров Крит девушку громовержец соблазняет. Их ребенок Минос, становится основателем династии Критских царей.
За что сразу цепляется внимание - божество в образе быка, которое греки идентифицируют с Зевсом. И сразу же вспоминаются рогатые алтари Крита, изображения девушек верхом на быках или ритуалов, в которых акробаты перепрыгивают через это животное. И вообще бык, бык и еще раз, бык... повсюду, причем, как паредр Великой минойской богини
Но финикийцы так же как и минойцы поклонялись богу-быку.
И древние египтяне тоже чтили бога-быка, и вавилоняне и древние индийцы...
Само по себе почитание женского божества связанного с Быком, который часто является её супругом, не уникальное явление. Этот мифосюжет появляется на всей территории Ближнего Востока и Европы очень давно.
Богиня-мать из Болгарии, восседающая на быке 7000 лет назад, напоминает нам о Зевсе и Европе
Так что бык не является маркером родины Европы.
Тогда попробуем ухватиться за сюжет о богине, которая пересекает море, достигает новых берегов и основывает там свой культ.
Маринатос вспоминает семитскую богиню Асират (Ашеру), чей эпитет - "госпожа, наступившая на море", что отражает победу божества над хтоническим чудищем. Приводились в журнале уже мифы об
Анат и
Астарте, где они объявлялись победительницами морского змея Йамму или Ладана. А в семитской мифологии все три женских образа часто между собой сплетались.
И финикийцы, будучи торговым морским народом, основали множество колоний, и везде они основывали свои святилища, где чтили Астарту.
А что же критяне? Было ли у них такое божество?
Было!
Оно предстает перед нами в минойских печатях на кольцах - женское божество на лодке, которое перевозит некую свою святыню, часто с почитаемым священным деревом внутри.
Минойское кольцо из Кносса (1450-1400 гг. до н.э.)
На этом кольце представлена довольно сложное действие, которое сочетает в себе три версии Эпифании (Богоявления)
- первое - крохотное божество, спускающееся с небес,
- второе - сидящее на рогатом алтаре божество, наблюдающее за актом поклонения дереву, который совершает мужчина и женщина
- третье - богиня, плывущая по морю в корабле, чей нос украшен головой морского коня, в котором она перевозит алтарь или ступенчатое святилище.
Эта богиня на лодке меня и интересует, поскольку подобный сюжет встречается не раз.
Вот, к примеру, на кольце из Мохлоса.
Еще одно кольцо из Мохлоса, очень сильно изношенное. Опять же Богиня, захватив с собой свой храм из которого произрастает священное дерево, отправляется в плавание к новым берегам на корабле, украшенном фигурой морского дракона
Кстати, это носовое украшение корабля напоминает голову вавилонского дракона.
Так что, эту загадочную богиню можно так же, назвать - "госпожой, наступившей на море", которая вероятно так же чтилась победительницей морского чудища, что олицетворяло носовое украшение.Еще более интересная линия для исследования открывается, когда рассматриваешь свойственную грекам путаницу между "критянским" и "финикийским". Для ранних греков с материка, еще до того, как их культура выросла в блестящую микенскую цивилизацию, посещающие их с торговыми целями финикийцы и критяне могли казаться одним и тем же народом: оба цивилизованные народа, приплывающие к ним на современных впечатляющих лодках с южных направлений, говорящих не на греческом языке, а так же оба торгующие редким фиолетовым красителем (пурпуром). Даже слово "фойникес" - "финикийцы", происходит из догреческого языка, но использовалось для обозначения выходцев из юго-западной Анатолии, которые говорили, вероятно, на языке аналогичном аборигенам Эгеского моря. Центральный Крит в среднеминойский период (около 200 гг. до н.э.) испытывал приток анатолийского влияния, что привело к росту дворцовой системе.
(Бык и женское божество - так же весьма характерная особенность в религиозной системе народов Анатолии, которая оказала значительное влияние на религию Крит. Интересно сравнивать параллели в культе Великого критского божества и малоазийской Кибелы. И родиной пары - бык и богиня, могла быть изначально именно Малая Азия).
Имя финикийской царевны Европы с точки зрения греческого языка не прозрачно для нас, трактовку - "Широколицая", Роберт С.К.Бекес объясняет, как народную этимологию, переосмысление. Интересно, что эпитет Европа часто используется как синоним Главкопис - "совоокая" для Афины и иногда Деметры, то есть появляется некая цепочка - Европа-Афина-Деметра. Что так же указывает, скорее, на минойское, чем финикийское происхождение имени "Европа".
~Об основании критянами колоний, где они устанавливали культ своего великого божества много говорилось в моих статьях по сицилийским культам.~
Богиня, одетая в типично минойскую одежду, отплывает, готовая основать новый культ. Это отражает торговую деятельность минойцев, которые основывали свои колонии в Мелосе, Тере, Кеосе, Скопелосе, Китере, Родосе, Карпатосе.
Этот культ прослеживается в нескольких местах, бывших некогда колониями критян. Например, вот это граффити 8-го века до н.э. из храмового комплекса острова Делос связывают с выживанием этого культа в местном культе богини Бритомартис
Бритомартис была некогда горной нимфой, которая бросилась в море, чтобы спастись от преследований критского царя Миноса, и превратилась в минойскую богиню рыбной ловли - Диктину. Затем она была перенесена через море в минойскую же колонию на острове Эгина.
Конечно же прямого соответствия критской "Богини из-за моря", Европы или Бритомартис не имеется, но как показатель выживаемости древнейших культов, и их новое переосмысление в классической мифологии - довольно интересная история.