Сегодня я хочу поговорить о кельтской традиции поклонения богиням-матерям.
Рельеф "Три матери", 2-3 в. н.э. Гластершир, Англия
Самая известная из них - это Деа Матрона. Так же как Секвана, богиня реки Сена, она олицетворяла другую крупнейшую реку Gallia Belgica - Марну.
Река рассматривалась, как мать, которая воспитывает своих детей, ведь она имела значительный жизненный и питательный потенциал, воды её были полны рыбы, они орошали и оплодотворяли почву, обеспечивая рост посевов, которые в свою очередь, обеспечивали пищу для скота и людей, живущих по берегам рек.
Традиция "материнских рек" была очень важна для Галлии, так как многие названия рек Франции происходят от Матра, Матрона, "Мать", например, Ла Модер, приток Цорна в Друзенхайме; Маром, приток Сены в долине Кайли; Ла-Маронна, приток Блейза в Брюсселе (Верхняя Марна); Маронна, источник в приходе Огн (Айн); Ла-Марронн, приток Дордонь; Майронн, приток Орбиу; Ла Мейронн, приток Аржанса; Мейроннес, источник в Убайетте (Альпы Верхнего Прованса) и т.д.
Культ рек, как богинь-Матерей - это не оригинальная кельтская традиция, она встречается во многих мифологических традициях. К примеру, матарами (матерями) реки названы в ведической традиции, Матаро, с тем же смыслом, в собрании гимнов "Авесты". Так же кельтам свойственна индоевропейская практика поиманования рек в честь своих богинь (или наоборот) - Сабрина, Дану и проч.
В галльском языке слово Матра-на-а - переводится, как "Великая мать".
У истоков реки Марны у Матроны было Святилище, состоящее из комплекса бань и Храма, но в отличии подобного же Святилища богини Секваны, у истоков Сены, здесь до сих пор не доказан культ Матроны, как богини исцеления. Нет никаких анатомических вотивов, оставленных паломниками. Паломники приходили к истокам Марны, чтобы поклонится Матроне и набрать её благотворных вод. Но участок еще не раскопан полностью, потому возможные открытия еще впереди.
Эти богини были не просто водными божествами, и связанного с этим плодоношения, но и принимали на себя роль верховной богини племени.
Очень показательна в этом Белисама - богиня из Галлии. Её идентифицировали с Минервой (идентификация установлена по галло-римской надписи из Сен-Лизье), а еще Юлий Цезарь говорил, что больше всего галлы чтили Минерву (я разбирала пример
Бригиты-Бригантии и
других богинь, схожих с ними). Имя Белисамы содержит превосходный суффикс "исама", присоединенный к слову "Яркий". Предполагают, что она, как и Бригита была богиней неба и огня. Основываясь на данных Птолемея, который перечислил "устье реки Белисамы", река Рибл в Англии была названа в честь Белисамы в римские времена. Пример очень показателен, поскольку показывает, что подобные богини-матери, связанные с реками, были не просто водными нимфами, а всеобъемлющими божествами, властвовавшими над несколькими стихиями - небом, землей, водой и подземным миром.
В валлийской средневековой традиции, в сборнике сказаний "Мабиногион" встречается упоминание о Модрон, матери героя Мабона. Это таинственная женщина, которая появляется невидимой в Риад-и-Гифартфа (Форт лая), и только лай собак, которые неизменно собираются на месте её появления, выдает присутствие божества или духа. Все были настолько напуганы этим явлением, что никто не рисковал появляться там. Лишь Уриен из Редхеда осмелился придти к берегу брода, но он увидел там лишь обычную женщину, которая купалась в воде. Когда собаки перестали лаять, Уриен схватил девушку и овладел ею. После этого она сказала ему, что она дочь царя Аннуина (Потустороннего мира), которая обречена была купаться здесь до тех пор, пока не получит дитя от христианина. К концу года Уриен получил двух близнецов - сына Оуэна и дочь Морфиду. Вероятно это Модрон стала прототипом богини Мориган и феи Морганы, артурианского цикла.
Изображения кормящих матерей и матери с ребенком на коленях встречаются в Британии, Франции и Германии. Некоторые такие изображения погребены рядом с маленькими детьми, как оберег их в царстве мертвых.
На некоторых изображениях Матрона нянчит двух детей (близнецов), что вновь возвращает нас к Модрон.
Культ близнецов был распространен с палеолита, но мне подобные изображения напомнили сицилийскую статую богини-матери с двумя близнецами-Паликами, которых почитали и в Риме.
Матрона и Модрон всегда упоминаются, как единое божество. Матрес же множественная богиня. Обычно - это богиня тройственная, реже двойственная. Кроме, как у кельтов, это божество засвидетельствовано по всей Северной Европе, и схоже оно с известными богинями судьбы - Мойрами, Норнами, Фуриями.
Тройственная Богиня, 1-2, храм Минервы-Сулис в Бате, Англия (слева), три богини из Вертилума (в центре), три богини из Циренсестера, Англия (справа)Этот тройственный культ был особенно популярен у римских легионеров.
Матрес должно быть связаны с плодовитостью, поскольку обычным их атрибутом считаются корзины с фруктами, цветами, зерном или хлебом. Кроме рождения и изобилия, их так же связывают со смертью (как и у Эпоны, в их руках можно увидеть ключ, символизирующий вход в царство мертвых).
О самом культе Матерей известно очень мало, но поскольку из изображения встречаются очень часто (более 1100), они были очень важными для своего народа.
Их называют Матерь Амфония, Галлисийские матери, Nutrices Augustae (эпитет Августа означал, что культ матрон был включен в имперский культ). если присмотреться, то заметно, что обычно из трех фигур две в головных уборах (те что по краям). Рудольф Симек предположил, что распущнные волосы означают непорочность, в то время как дамы в головных цбор - замужние. В жертву им предлагают свинй, фрукты, возжигают в их честь ладан. Алтари и культовые камни с надписями и изображениями Матрес встречаются не по одиночке, а вокруг храмов и скральных центров.