При раскопках крупных мегалитических комплексов гробниц археологи обнаруживают подобные каменные сосуды, которые можно назвать ванной или бассейном.
Котел "Бога Дагды", большой каменный бассейн, обнаруженный в восточной камере кургана Ноут (комплекс Бру-на-Бойн, Ирландии)
В этом же кургане во второй гробнице - западной, так же был обнаружен подобный бассейн.
Правильнее будет сказать, что он некогда стоял в погребальной камере, но судя по тому, что найден он был в середине корридора, ведущего из камеры, а так же по многочисленным сколам, бассейн пытались вытащить, но ничего не получилось и его так и бросили.
В соседнем с Ноутом кургане, знаменитом Ньюгрейндже, так же есть подобные сосуды с плоской верхней частью
Не такие красивые, как в Ноуте, но их целых четыре. Камера в Ньюгрейндже одна с тремя нишами. В каждой нише был найден такой вот "котел", а в правой камере целых два.
Ученые полагают, что один из бассейнов, стоял в центре камере.
В третьем самом древнем Кургане комплекса Бру-на-Бойн - Дауте, так же были подобные ванные. Одна из них очень массивная, способная вместить человеческое тело стоит в центре гробницы.
Бассейн Даута самый массивный во всем комплексе Бру-на-Бойн.
Есть подобные сосуды и в другом знаменитом ирландском комплексе гробниц - Лох-Крю
Каменный бассейн в Каирне L, комплекса Лох-Крю (рис. Евгения Конвелла, 1873 г.)Разумеется самый красивый из них - это бассейн Ноута с ребристой поверхность и солярным знаком впереди.
Археологи тут же "обозвали" его "Котлом Бога Дагды". Самое интересное в нем то, что этот кусок гранита слишком большой, чтобы его двигать, поэтому его обрабатывали на месте. То есть сначала в гробнице оказался кусок гранита, или даже гробница была выстроена вокруг него.
О назначении таких котлов ходят споры, их поверхность слишком плоская чтобы дерать в себе какую-то жидксть (могли, но не много). Но в них находят остатки пепла кремированных людей. То есть сравненивая его с котлом Дагды, археологи не так далеки от истины.
Прорисовка узора на верхней части "Котла Дагды"Бог Дагда (кстати, по мифам проживающий вместе с супругой богиней Боанн и сыном Оэнгусом в соседнем кургане Ньюгрейндже), был одним из богов загадочного племени Туата-де-Даннан. Он обладал одной из четырех священных реликвий своего племени - Котлом Возрождения, который был аналогом Рога Изобилия (Котел Изобилия), служил неиссякаемым источником еды. Но главная его особенность заключалась в том, что если погрузить в него тело мертвого человека, то он оживал.
Эта символика Котла Дагды дает опредленнное понимание неолитических обрядов, связанных с гробницами. Я уже не раз упоминала, что подобные сооруженияя служили для того, чтобы мертвые люди, захороненные в них могли получить возможность возродиться (это одна из функция гробниц, были и другие).
Подобные Котлы Возрождения часто встречаются в ирландской и валлийской мифологии.
Он был у Брана Благословенного, бога потустороннего мира, только его котел оживляя воина, лишал его способности говорить. Бран был способен воскресить целую армию, но это была молчаливая вереница воинов.
Существует валлийская поэма "Добыча Аннуина", в которой королю Артуру вместе со своими воинами пришлось совершить путешествие в потусторонний мир Аннуина, чтобы добыть такой котел для себя.
Котел на протяжении всей истории имел важную сакральную функцию.
Котел Возрождения был так же Котлом Изобилия. Это не удивительно, поскольку он, как и все сосуды, ассоциировался с чревом Богини-Матери. И как чрево Богини всегда хранит в себе неиссякаемый потенциал жизни, так и Котел Изобилия всегда полон еды.
В крупных мегалитических сооружениях, так называемых, храмах, находки котлов или иных крупных сосудов не редкость.
Котел в храме Таршиен, МальтаНа важных ежегодных праздниках, когда собиралась вся община, а так же паломники из других мест, из таких котлов могли раздавать священную еду. Так же в них мог вариться некий священный напиток, который ассоциировался с мудростью. Обладательницей такого Котла Мудрости была, например, богиня Керридвен. Так же котлы были обязательным атрибутом ведьм, которые варили в них свои зелья. Они висели у них над очагом, их брали с собой на шабаш, чтобы варить в нем явства для своего языческого празднества. Вылив зелье из котла в море, ведьма могла устроить шторм.
Но очень часто упускают из виду еще одну функцию священных котлов - жертвенную, которая была распространена у кельтов и германцев. Их либо клали в могилу, как элемент погребального инвентаря, либо он был частью самостоятельного клада. Помещенный в недра земли или воду, считался даром Божеству.
Знаменитый котел из Гундеструпа со сценами из "Мабиногион", был обнаружен, погруженным в болото. Внутри Гундеструпского котла были обнаружены пластины со сценами ритуального характера, что может служить доказательством того, что котел не просто так попал в воду, а был именно принесен в жертву. Подобным образом (только закопанный в земле) был оставлен котел из Летницы (Балканы), связан он не с кельтами, а фракийцами, что указывает на большой территориально-племенной обхват подобной практики.
Котлы не только приносились в жертву божеству, в них стекала кровь принесенных в жертву животных и людей.
Античные авторы, к примеру, описывают обычай, свойственный племенам германцев - тевтонов и кимвров:
"С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью около 20 амфор; здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадание, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу".
Сосуд, обнаруженный в Австрии (Шреттвеге) и датируемый VI века до н.э., имеющий подставку на колесах, имеет скульптурную композицию, одна из главных ролей в которой отведена женщине, поддерживающей чашу.
Предполагают, что это богиня. Но рядом с ней фигуры с оружием, которое направлено в спину другим персонажам. Еще Б.Рыбаков предположил, что это сцена жертвоприношения. Логично предположить, что речь идет о жертвоприношении богине, изображенной в центре. Такая интерпретация сюжета находит параллели в рассказе Тацита о религиозных обрядах северных германцев в I в. н.э. Античный историк утверждал, что служителей культа богини Нерты, священную колесницу которой возили в период религиозного праздника, убивали в конце праздненства
На Гундеструпском котле так же есть сцена жертвоприношения, в которой, вероятно, Бог (может и жрец) держит человека над котлом.
Один из вариантов жертвоприношения у кельтов было утопление человека в бочке (сам котел, как уже упоминалось так же был "утоплен" в болоте).
В связи с этим жестоким обрядом можно вспомнить нашу отечественную сказку "Конек-Горбунок" в которой герою, чтобы обрести молодость и силы нужно искупаться в трех котлах.
Но вернемся к котлам-ваннам из мегалитических гробниц.
Любопытно, что в гробницах находят котлы в которых могла храниться и жидкость.
Сосуд из кургана-сателита 3, отосящегося к Ноуту (Бру-на-Бойн), на нем виден желобок (по нему стекала жертвенная кровь? или Это сосуд с Напитком Мудрости, дарованным предками?)Приносились ли люди, чьи останки находят в каменных ваннах в мегалитических гробницах в жертву Богам (предкам) или эти останки принадлежали особым людям, которых надеялись воскресить? Не объязательно человека приносили в жертву.
Иногда его пытались "возродить", как в сцене на Гундеструпском котле.
На многих сосудах из гробниц или на камнях позади них изображены солярные знаки. Соединение солнца и земли в ритуальном браке зарождало новую жизнь. Бассейны-Котлы - те же чаши-сосуды, что были чревом Богини, которое, оплодотворенное небесными лучами, зарождало в себе новую жизнь. И люди, чьи сожженные останки хранились в этих "Котлах Дагды", надеялись на новую реинкарнацию. Хотя в таких гробницах могли совершаться и кровавые ритуалы с жертвоприношением людей и животных. Ведь такие памятники были многофункциональными.
Кельты могли понимать возрождение, как становлению частью воинства мертвых (о чем свидетельствуют "молчаливые" воины Брана Благословенного), состоящих в божественной свите. Но кельты верили в реинкорнацию, так что они могли понимать ритуал возрождения через погружение мертвого тел в котел, как прямое перерождение в новом теле.