Об архаичных праздниках Сардинии

Oct 10, 2017 20:28




Есть у сардинцев традиция - карнавал-шествие (она есть у многих народов, но у сардинцев наиболее показательная). И в этих карнавальных празднествах отражены следы каких-то очень древних языческих обрядов и традиций.

Проходят они перед началом Великого Поста, что-то вроде нашей Масленицы, начиная с середины января.

Самые известные из таких карнавалов происходят в городе Мамояде - шествие Мамутонес и Иззохадорас.
Мамутонес - колоритные персонажи. На их лицах черные маски, вырезанные из дерева, на них застыла гримаса. Голова покрывалась черным женским платком. На теле мамутонес е овечьи шкуры, а на спине гирлянда колокольчиков. Иногда они одеты в черные балахоны.



Тяжело нагруженные Мамутонес идут молча, выстроившись в де шеренги, иногда подпрыгивают и тогда колокольчики издают устрашающий звон.


Иззохадорес одеты ярко, на лицах у них белые маски. В руках они держат лассо.



Они руководят шествием и танцем Мамутонес. Своим лассо эти Иззохадорес стараются захватить «жертв», в основном это молодые женщины. Считается, что пойманного человека ждет удача.



Мамутонес как правило 12 по числу месяцев. Эти персонажи танцуют вокруг Суртцу, получеловека-полукозла, которого затем должны принести в жертву. Считалось, что так крестьяне отваживают злых духов зимы. Мамутонос пытаются восставать, но Иззохадорес усмиряет их.

О происхождении праздника мнения ученых разнятся.

- О проведении этого праздника в прошлом нет данных (Марселло Мадау)

- Шествия Мамутонес проводились еще в 19 веке (Вагнер)

- Празднества эти относятся еще к нуражской эпохи и посвящены обрядам в честь языческих богов, защищающих животных от злых духов и помогающим пастухам в их работе.

- Праздник в честь победы пастухов Барбаджи над сарацинами (хотя эта зона редко подвергалась набегам на эти территории). По этой версии, пленных сарацинов обвешанных бычьими колокольчиками провели с позором по городу с эскортом.

- Шествие Мамутонес связано с культом Диониса.

В разных местах Сардинии маски различаются.



Маски scruzzonis из города Сиургус-Донигала очевидно представляют быков.



Маски из Оттана провинции Нуоро опять же представляют волаВ Оттане во время праздника запряженные волы проходят процессией по улицам деревни, погоняемые их хозяевами в лохматых шкурах.
Этот карнавал интересен тем, что имеет трех главных персонажей.
Бык - Буи.


Мердулос, предположительная интерпретация имени «Хозяин Вола»

И наиболее интересный для нас - Женщина с прялкой - Филонзана. Её лицо всегда грустное. И горб на спине (старуха)



Действие примерно такое. Бык-Буе всячески старается вырваться, сорваться с веревки, восстает против своего господина, фыркает, мычит, а Мердулос старается его укротить. В конечном итоге Буе падает на землю в изнеможении. Успокаивается он лишь тогда, когда какой-нибудь сострадательный человек предлагает ему напиться. В это время Филонзана с прялкой, на которой намотана шерсть, медленно идет по улицам, угрожая разорвать пряжу, если ей не подадут бокал вина. Когда Буи падает на землю, она садится рядом, продолжая накручивать шерсть на прялку.



В персонаже Филонзаны угадывается древнее божество судьбы, на подобии мойр (и имеет отношение к той богине, которую я все время называю Богиней Луны и Смерти, на самом деле божество - это имеет более широкие функции и некогда было богиней солнца. Правильнее было бы называть её богиней Жизни, Смерти и Возрождения). Такая богиня связанная с рождением, смертью и судьбой почиталась всеми мегалитическими культурами неолита. Это типичный святочный персонаж, как германская Берта, итальянская Бефана, скандинавская фрау Хольде, которые имеют очень древнее происхождение. Раньше она сопровождала молодежь, когда они стучались в дома, требуя угощений. И при виде её страшного черного лица, люди сразу же открывали их. Некогда могущественная и страшная богиня, властвовавшая над некрополями и требующая кровавых жертв (теперь это всего лишь красное вино), отныне стала персонажем красочных карнавалов.

Любопытные знак украшает лоб «Животного», его называют «цветок жизни». Конечно - это солярный знак. Есть одна интересная параллель.




Этот же «цветок жизни» изображен среди символов карфагенской богини луны Танит на её стелах. Финикийцы основали свои колонии на Сардинии, и вместе сними здесь же обретали их братья Карфагеняне с их богиней луны Танит. Сардинии имеет долгую историю поклонения Лунному божеству Смерти и Возрождения и без финикийцев. Но во времена финикийской колонизации местная Белая богиня претерпела еще одну реинкарнацию, сменив имя на Таннит. Но под этим именем чужеземного божества скрывалась местная богиня, синкретизированная с финикийским божеством.
Бык играл большую роль в таких карнавальных шествиях. И именно бык почитался на Сардинии в качестве верховного бога с древнейших времен, как супруг-паредр Богини (благодарю за подсказку о солнечной богине меж рогов быка ltraditionalist).



Голова солнечного быка из Микен с «Цветком жизни», крито-микенская культура имела много общего с сардинской, в частности так же имело свой культ быка.А  в других городах иное животное водили по улицам.




Маски, называемые «Коронджаиу» из города Лакони, что в провинции Кальяри имеют вид мелко-рогатого скота - козлов и баранов или даже оленей.Праздник имеют яркую пастушескую окраску. Помните, что на Сардинии издревле обитало две культуры - мирные собиратели культуры Оциери, почитающие быка и воинственные аристократы-пастухи, культуры Арцахена. И воинственные обитатели Нурагов тоже были пастухами. Со временем произошло смешение традиций и обычаев, и праздники в честь Божественной четы Луны и Солнца, смешались с древними пастушескими традициями.




Мамутонес исполняют свой танец на фоне Святилища-зиккурата Монте д’Аккодди
Глядя на шествие таких рогатых персонажей - быков, козлов, оленей, припоминаются шлемы древних сардинских воинов, украшенных рогами.



Аналоги им обнаружены на Кипре.



Воин из Энкоми, КипрБык с древнейших времен почитался на Сардинии, культ оленя привезли с собой на остров воины-сарды.
Роберт Грейвс в книге «Белая богиня» выводит культ минойского человека-быка Минотавра из древнейшего культа человека-оленя, через человека-козла (уж простите, кому фраза покажется неоднозначной).
«На Крите минойской эпохи бык стал главным, как Минотавр, "Бык-Минос", но существовали еще Minelaphos (Олень-Минос), который фигурировал в культе богини луны Бритомартис, и Minotragos (Козел-Минос).
Майские люди-олени из аббатства Бромли в Стаффордшире похожи на людей-оленей Сиракуз в древней Сицилии, и судя по фрагменту эпоса, где речь идет о Дионисе, одного из исполнителей роли Актеона-оленя первоначально загоняли до смерти и съедали. На ликейской территории в Аркадии тот же обычай загонять и съедать человека, одетого в шкуру оленя, сохранялся и во времена Павсания, хотя преследование объяснялось как наказание за нарушение границы. Из Сардинии дошла до нас статуэтка бронзового века, которая изображает человека-оленя с рогами, напоминающими крону дуба, коротким хвостом, стрелой в одной руке и луком, который превращается в извивающегося змея, - в другой. Глаза и лицо человека выражают неизбывный и простительный ужас, потому что змей - это смерть. Олень был частью елисейского пророческого культа, и об этом сказано в истории посещения Брутом Троянским острова Леогреция, где лунное пророчество было дано ему, когда он спал на недавно выделанной шкуре белого оленя, чья кровь лилась на священный огонь».
Олень или лань - это священное животное многих древних богинь, связанных с охотой, луной (а в древности и с солнцем)и ночными церемониями - кельтские Карвония и Флидаис, греческая Артемида, та же Бритомартис с Крита.
В поселениях близ Нурагов в углублении домов были обнаружены оленьи рога, отчего ученые стали считать, что это животное было сакральным для сардинцев. Их хранили в специальных углублениях внутри дома. Олень мог выступать, как дух-хранитель жилища.
Олень повсюду присутствует в их искусстве. Модели их кораблей из бронзы украшены головой оленей.




Я встречала лампадки с оленями в храмах, посвященных Богине .



Богиня, Ведьма, Бронзовый век, фольклор, Рогатый бог

Previous post Next post
Up